Портрет Геррады Гогенбургской из "Hortus Deliciarum"
Главу о Герраде Гогенбургской для сборника "A History of Women Philosophers: Medieval, Renaissance and Enlightenment Women Philosophers" написала Джоан Гибсон.
Ее часто называли Геррадой Ландсбергской, однако ее происхождение из семейства Ландсбергов крайне сомнительно, так что в последнее время ее чаще называют Геррадой Гогенбургской - по названию монастыря, аббатисой которого она была с 1176 года до своей смерти в 1191 году. О ее жизни до того, как она стала аббатисой, ничего неизвестно, тем не менее, она должна была быть из знатного рода, иначе вряд ли бы возглавила такое важное и крупное аббатство.
Гибсон пишет: "Выдающийся труд "Hortus deliciarum" ("Сад наслаждений") содержит стихи, прозу, диалоги и музыку; его богатые иллюстрации отличаются большой оригинальностью и необычайно красотой. Он включает более 1160 текстовых фрагментов и 340 миниатюр и полностраничных иллюстраций, всего 324 страниц ин-фолио. Всё это сложным образом интегрировано в единое динамическое видение истории спасения, на уровне космоса, библейской истории и церкви и на уровне индивидуума. Скорее всего, почти вся работа была завершена до 1185 года, хотя точная датировка затруднительна."
В книге содержится много выдержек из других авторов, в том числе
Хильдегарды Бингенской, Петра Ломбардского, Петра Коместора, Готье Шатильонского, а также различных святых и отцов церкви.
Описывая свою работу, Геррада Гогенбургская говорит, что она наподобие божьей пчелки сделала сладчайший мед из нектара различных цветов - святого писания и философских трудов.
Известнейшая иллюстрация - с аллегорической фигурой философии в центре, окруженной изображениями семи свободных искусств:
Сократ и Платон как основатели философии находятся внутри круга, а внизу, вне круга находятся поэты и маги, источник их вдохновения - черные птицы.
Еще одна важная иллюстрация - девять Муз:
"Изображение девяти Муз служит прологом к обсуждению философии. <...> Двойные подписи на иллюстрациях Муз обозначают их и как свойства разума, и как параллельные шаги процесса от изучения доктрины до ее выражения. Эти этапы: получение знания, посвящение себя обучению, размышление, понимание, память, сравнение, суждение, выбор и хорошее выражение. Также предполагается, что Музы олицетворяют собой интеллектуальные способности. В этом Геррада сближается с другими авторами XII века, стремившимися разграничить и классифицировать силы души, особенно в том, что касается возможности познания Бога. <...> Таким образом, Музы указывают на необходимость культивировать внутреннюю дисциплину, чтобы приступить к изучению философских искусств."
Еще одна интересная иллюстрация: "Психомахия" - борьба пороков с добродетелями, тоже распространенный мотив того времени.
В заключении Гибсон пишет:
"Среди ее современников Герраду наиболее уместно сравнить с Аланом Лилльским, за художественное представление философии, дидактизм и эклектизм и за ее нравственное рвение. Среди средневековых женщин
Кристина Пизанская представляется наиболее близкой ей по артистизму, широте интересов и преданности делу обучения женщин. По красоте, грандиозности размаха и космическому масштабу ее проекта, Герраду можно сравнить с Данте. Божья пчелка изобразила художественное, нравственное и философское путешествие к Богу."
Больше иллюстраций можно посмотреть здесь Предыдущий пост о Герраде в сообществе ---
Женщины-философы
Средневековье:
Мурасаки Сикибу Хильдегарда Бингенская Элоиза Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II Аспазия и Диотима Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие