Из новинок этого года обращает на себя внимание «The Village. Петербург, где мы живём» [Эксмо, 2019].
Эта книга выросла из проекта «Где ты живёшь» сетевого журнала The Village, который я читаю с тайною тоскою и оторваться не могу с 2015 года. Хочется пожить хоть недельку везде: и в доме эмира Бухарского на Петроградской стороне, и в Толстовском доме, и в легендарной «колбасе», и в «стакане» и в «пластине», и в «избушке на курьих ножках», и даже в «слезе социализма». Страстно желала иметь эти статьи в бумажном виде. Когда их издали, ликовала и прыгала до потолка. К сожалению, согласно известному анекдоту, басню сократили, а то книга была бы вдвое толще. Но даже в таком урезанном варианте «Петербург, где мы живём» - полезный и приятный подарок всем, кто интересуется Петербургом. Авторы проекта, журналистка Юлия Галкина, фотограф Антон Акимов и краевед Максим Косьмин, впрочем, создали ещё одну книгу о двадцати пяти домах старого и нового города. Так и назвали, «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями» [Бомбора, 2020]. На прилавках я её пока что не встречала, но уже морально готовлюсь к опустошению кошелька.
На феминистическую тематику могу посоветовать «Размышляющий пейзаж. Петербургская Финляндия и финский Петербург» [Лимбус-Пресс, 2017].
Составительница антологии Элина Кахла собрала очерки о деятельницах культуры. Первое место по праву занимает Аврора Шернваль, по первому мужу Демидова, по второму Карамзина, дочь выборгского губернатора и не только светская красавица, но и меценатка, и благотворительница. Основанный ею Институт сестёр милосердия действует и по сегодняшний день. Основное чувство, которое я испытывала при чтении «Размышляющего пейзажа» - изумление. Про Элизабет Ярнефельдт и Айно Сибелиус вообще впору роман писать, озаглавив «Мать и дочь». Зачитываюсь стихами
Эдит Сёдергран, будучи в Рощино, никогда не упускаю возможности погладить её кота, как утверждается, исполняющего желания. Но её биографией впервые прониклась именно из этой книги. Новыми гранями оборачиваются давно знакомые имена:
Ларин Параске,
Анна Ахматова, Елена Гуро. А имена новые оказываются, как ни неожиданно, близкими. Довольно своеобразно, погонявшись по магазинам за текстилем фирмы Маримекко, вечером листать жизнеописание основательницы бренда Арми Ратио. Или, любуясь ювелирным искусством Фаберже в музее, иметь в виду, что - не один Фаберже, как говорится. Знаменитое Зимнее яйцо, преподнесённое Николаем Вторым матери на Пасху предвоенного 1913 года, создала финская ювелирша Алма Пиль. После революции она уехала с мужем на родину и тридцать лет проработала в обычной школе учительницей рисования.
Для экскурсий с детьми подойдёт миниатюрный путеводитель Хельги Патаки «Пешком по Петербургу с Тимкой и Тинкой» [Пешком в историю, 2019].
Тимка и Тинка - это братец и сестрица, любопытные, дотошные мыши, пустившиеся в долгое путешествие по улицам города. Разумеется, в девяносто страниц всю историю и все достопримечательности Северной Пальмиры нельзя уместить, но... но каким-то таинственным образом это удалось. Прекрасны иллюстрации Алисы Юфа, хочется рассматривать и рассматривать. И даже жалко, что книжка карманного формата, вдруг упущу какую-то важную юмористическую подробность. Например, скульптурные львы реагируют на Тимку и Тинку как кошки на мышей, довольно плотоядно облизываясь. Но мышата храбро идут вперуд. Они знают: лев не бросит свой пост даже ради самого лакомого грызуна.
Отгадайте загадку: шесть ног, три головы и два хвоста, кто это? Оказывается, Медный Всадник.
И ещё хочу отметить «Азбуку Петербурга в стихах и в картинках» Надежды Радченко с иллюстрациями Анны Твердохлебовой [Питер, 2017].
Очень симпатичная небольшая книжка с короткими стихотворениями на каждую букву алфавита, от А до Я, от Ангела на Дворцовой площади до Якоря на гербе. Есть сквозная героиня, комическая рыжая кошка (или кот). То она пугает население в весьма натурально нарисованной питерской подворотне, то посещает музеи и балет, то культурно вкушает калачик в булочной. Над стихотворением «Хлеб», надо признаться, плакали всей семьёй, четырьмя поколениями. В моей личной номинации «добрая книга» «Азбука Петербурга» безусловно одерживает победу.