Издательство «КомФедерация» ещё в начале года порадовало нас комиксом Пенелопы Бажьё [Pénélope Bagieu] «Дерзкие. Женщины, которые делали то, что хотели» [Culottées]. В модном нынче жанре краткой вдохновляющей биографии французская художница сделала оригинальную и умную коллекцию характеров, коллекцию, я бы даже сказала, судеб, которые воодушевляют её и поддерживают. Это книга не о великих женщинах в том специфическом понимании величия, которое характерно для учебников. Здесь нет жизнеописаний Екатерины Второй или Клеопатры, да оно и к лучшему: стать в будущем абсолютной монархиней мало кому из читательниц грозит. Употребляю слово «грозит» без малейшей иронии, и да, я сторонница максимы «абсолютная власть развращает абсолютно». Шанс обрасти бородой, подобно цирковой артистке Клемантине Делейт, тоже, в сущности, невелик. Но какая яркая индивидуальность. Джорджина Рид, хранительница маяка. Иозефина ван Горкум, упрямая влюблённая (памятник ей и её мужу в виде рукопожатия над кладбищенской оградой, разлучавшей и в посмертии католиков с протестантами, многие из нас видели на фото). Катя Крафт, вулканолог. Лозен, воительница и шаманка. Аннет Келлерман, русалка. И натурально, русалка, не только пловчиха, но и актриса, и изобретательница, и предпринимательница. Хотя правящие особы у Бажьё есть, национальная героиня Анголы Зинга и китайская императрица профеминистических убеждений У Цзэтянь. Действующие лица раскрываются с неожиданной стороны. Жозефина Бейкер? Знаем, знаем, танцовщица из варьете в банановой юбочке. А окаазывается, она была участницей французского Резистанса. А социальная работница Тереза Клэр подготавливала свои новации в организации ухода за пожилыми людьми, двадцать лет в одиночку ухаживая за беспомощной бабушкой. Некоторые рецензентки недовольны - про Терешкову нет рассказа. Надеюсь, что переведут и второй том «Дерзких».
В конце лета «Манн, Иванов и Фербер» пополнили нашу полку « женская история» другим сборником биографий «Невероятные женщины, которые изменили искусство и историю» [Broad Strokes: 15 Women Who Made Art and Made History]. Искусствоведка Бриджит Куинн [Bridget Quinn] отвечает за информацию, художница Лайза Конгдон [Lisa Congdon] за оформление: убедительные портреты женщин, посвятивших себя изобразительному искусству. Я их просто здесь перечислю поименно.
Артемизия Джентилески, Италия; Юдит Лейстер, Нидерланды; Аделаида Лабий-Гюйар, Франция; Мари-Дениз Вильер, Франция; Роза Бонёр, Франция; Эдмония Льюис, США; Паула Модерзон-Беккер, Германия; Ванесса Белл, Великобритания; Элис Нил, США; Ли Краснер, США; Луиза Буржуа, Франция; Рут Асава, США; Ана Мендьета, Куба/США; Кара Уокер, США; Сюзан О’Мэлли, США. Тут можно с неудовольствием выразиться, что книга явно американоцентричная и даже немного сан-франциско-центричная. Асава и О’Мэлли работали в Сан-Франциско. Тому удивляться не приходится, что американки американоцентричны. Поразительно другое. Почему на нашем далеко не бедном материале такой общедоступной биографической литературы о художницах и скульпторшах принципиально нет? Или, может быть, есть, а я ещё не сориентировалась как следует?
Имеется перевод на украинский язык:
https://fem-books.livejournal.com/1567961.html И, наконец, «Может ли гендер меняться?» [Is Gender Fluid?] Салли Хайнс [Sally Hines], вышедший в августе сего года в издательстве «Ад Маргинем Пресс». У них целая переводная серия «The Big Idea. Введение в двадцать первый век». В 2020 году планируются к выпуску работы о концепции маскулинности и о веганстве, а уже изданы - о будущем капитализма, искусственном интеллекте и современной медицине. Хайнс, известная своими исследованиями трансгендерности, не претендует на какие-то глобальные открытия, а скорее предлагает аудитории краткий обзор: как понимались гендерные различия в разных культурах, в разные эпохи? Конечно, века истории человечества в сто сорок книжных страниц при всём желании не втиснешь. Много читая о гендере и связанных с ним проблемах, невольно воспринимаешь книгу как своего рода краткий конспект. Но этот краткий конспект снабжён массой ссылок, сносок, списков рекомендованной литературы, иллюстраций. И вообще интересный образец полиграфического искусства. Уже ради одной своей красоты «Может ли гендер меняться?» подходит для новогоднего подарка.