Людмила Петрушевская "Никому не нужна, свободна" 2017

Dec 10, 2019 22:35





**сплошные спойлеры
Прочитав интервью с Петрушевской (https://mel.fm/bulling/2071354-lyudmila-petrushevskaya?utm_source=facebook.com&utm_medium=social&utm_campaign=vy-do-sih-por-obvinyaete-zhertv-v-tom--chto&fbclid=IwAR2lrSrPmP5Qw1AI2lmrH8KAoSfO7u6etzHPsAeiqkEDfI5dkz21csG5by8), решила познакомиться и с ее творчеством. В интервью внимание привлек, с одной стороны, акцент автора на насквозь болезненном жизненном опыте (цепочка "много страдала - много узнала, есть о чем писать"), описанном с явным гендерным подтекстом ("что случается с девочками и женщинами в мире, проникнутом насилием"), а во-вторых, вот этот эмоционально сильный отрывок (прямо-таки второй день не могу выбросить из головы этого "несчастненького трехдневного Федю", которого куда-то забирают в пространстве бараков, инфекций, заснеженных дворов; должно быть, так действует сделанный Петрушевской акцент на субъектности ребенка: не мать переживает и боится за него (затертый тривиальный образ), а беспомощный "трехдневный комочек" - за себя):
"Когда я лежала после родов в МОНИИАГе с трёхдневным Федей, его потом изолировали и не приносили кормить, потому что в роддоме мне занесли стафилококк (все советские роддома были заражены) - на локте возник нарыв, и пришлось нас перевести в чумной барак, инфекционную больницу во дворе. Нас вели по снегу как арестантов, меня с высокой температурой в резиновых сапогах на босу ногу, в полотенце на голове и в двух халатах - и несчастненького Федю, крошечный испуганный трехдневный комочек в синем казённом байковом одеяльце. А я уже начала его кормить, и представьте себе его ужас, когда нас разлучили. И мой."

"Никому не нужна, свободна" - автобиографический сборник рассказов. Читаю и удивляюсь, как же ребенок-Петрушевская вообще выжила. Мать - из семьи врагов народа - скрыла свое "происхождение", бросила (иначе в данном случае не скажешь) дочь на больную бабушку и безработную тетю в каком-то провинциальном городе и в одном сарафане сбежала в Москву - учиться, ночуя под столом в отцовской комнатушке. Ребенок с опекуншами голодал, зимней обуви не имел, просил милостыню на улицах, чуть было не утонул в бочке с варом и едва избежал изнасилования. Меня удивило то, что у девочки были только одни трусы - да и те как-то потерялись и пришлось завязывать майку узлом: неужели такая бедность (нищета!) была необорима? много ли стоили трусы? Бабушка и тетя девочки, как объяснила это писательница, были слишком "гордыми", чтобы пожаловаться на трудности ее московской матери (хотя мать все-таки высылала им часть алиментов на ребенка). Какая глупая гордость, по-моему! Гордость, когда ребенок без трусов и без хлеба, - это уже глупость и вредность.

И в таком духе весь сборник: аресты и родственники по лагерям; безработица и сумасшествие; туберкулез; жилищная теснота; голод; безОДЕЖность; книги (библиотеки, покупка, обмен, книга как источник опасности ("Ты только не говори, у кого брал!" - "Тогда не возьму - а то под пыткой сдам")); дети-сверстники как звериная стая (драки, обман, право сильного, постоянный риск для девочки быть изнасилованной дворовыми мальчишками или мальчишками из пионерского лагеря или детского дома - "в детских домах девственниц не было"). Сплошная черная краска; единственные проблески света - любовь к матери, первая серьезная любовь в 18 лет (правда, это был краткий и вполне платонический курортный роман, а мужчина - завязавший алкоголик); впрочем, и мать здесь - вечно отсутствующая, и любовь - скорее результат "уже пора бы"+"непонимания происходящего" (поцелуи - это что? а "задержка" у женщины - это что?). Может быть, на непрочитанных примерно 50-ти страницах мне встретится что-то другое, но пока я даже не знаю, как можно было, пережив все это, как-то потом радоваться жизни, рожать детей, писать книги. Уф-ф.

материнство, взросление, русский язык, феминизм, драма, бедность, изнасилование, 21 век, образ тела, смерть, сексуальность, рекомендация, реализм, подростки, осмысление женского опыта, интервью, впечатления от чтения, еда, судьба женщины, революция, работа, домашнее насилие, мемуаристика, мать-одиночка, семья, рассказ, детство, история выживания, диссидентка, дети, Россия, проституция, писательницы

Previous post Next post
Up