Людміла Рублеўская «Пантофля Мнемазіны»

Aug 03, 2018 23:39



Аннотация книги Л.Рублевской «Пантофля Мнемазіны» ("Туфелька Мнемозины"):
"В своем новом романе Людмила Рублевская перетасовывает виртуальную реальность и исторические события и ставит героев перед выбором: смириться, стать частью системы или упорно оборонять островок внутренней свободы.
Молодая дизайнерка Виринея проштрафилась перед начальством и отправлена работать в маленькую транспортную газетку. На станции метро она случайно замечает собственного мужа, который будто бы погиб семь лет назад. Но детективная интрига - только фон, на котором исследуется целая эпоха. Репрессии 1930-х годов, позорное "дело врачей", карательная медицина, спецбольница, спрятанная в лесной чаще, которая становится приютом для "врагов народа"..."

Рецензия Анны Кислицыной:

"Свежая книга Людмилы Рублевской напомнила, что в белорусской прозе последнего десятилетия сформировался канон детективно-приключенческой литературы. Это вдвойне интересно, потому что такой литературы на белорусском языке действительно очень мало. И вот у этих произведений - которых по пальцам! - много общего.
Например, пересечение прошлого и настоящего, представленных в книгах отдельными главами, где, как правило фигурируют в качестве действующих лиц предки-потомки героев. Богатый историко-этнографический материал, с широким спектром национальной мифологии. И зачины. Это такие обособленные микро-рассказики в начале глав, которые служат метафорическим ключом к пониманию текста.
Книга Людмилы Рублевской «Пантофля Мнемазіны» прямо-таки эталонный образец этого жанра в белорусской литературе. В ней есть все перечисленное выше. Это само собой. А еще эта книга позволяет сформулировать главную особенностью национальной детективно-приключенческой литературы - остросоциальный подтекст. Более того, иногда возникает впечатление, что именно ради этого подтекста, ради выявления и обсуждения актуального настоящего, книги и были написаны.
В своем новом романе Рублевская неоднократно вспоминает твин-пиксовское «Совы не то, чем они кажутся». И это, надо признать, в полной мере относится к избранному писательницей жанру, который только маскируется под развлекательную литературу. Недаром же в конце романа появляется комментарий проходного персонажа с неслучайным ником Garetski: «Хіба вы не разумееце, што дэтэктыўны сюжэт - толькі фанцік, а тэкст зусім пра іншае. Пра гістарычную памяць» (FV - "Неужели вы не понимаете, что детективный сюжет - только фантик, а текст совсем о другом. Об исторической памяти."). Мы понимаем, вот только жаль, что не сразу.
В «Пантофлі Мнемазіны» сюжетных линий даже не две, а три. В одном сюжете автор рассказывает историю молодой женщины Ирины Корвус, она же - Веринея Нарушевич. (Кстати, герои этой книги часто предстают под разными именами и прозвищами, тут бы читателю не запутаться.) Героиня неожиданно для себя видит любимого мужа, который пропал семь лет назад, и возобновляет его поиски, которые, само собой, приводят к совершенно неожиданным открытиям (не будем спойлерить - к каким).
На второй линии работает чудо-доктор Люциан Корвус по прозвищу Конкистадор, создатель эликсира бессмертия, и его ученики.
А третья линия, совсем коротенькая, - это собственно рассказ о том, как создавался роман. Такая отдельная глава в конце книги, чтобы читатель понимал писательскую кухню. Это что-то вроде «когда б вы знали, из какого сора», но только жесткое и травматичное для психики рядового читателя. И тут надо быть честными и предупредить: весь роман тяготеет к мрачной готически-панковской эстетике, хоть начало его ничего такого и не предвещает."

Читать полностью

О писательнице:
Людмила Рублевская (наст. Людмила Ивановна Шнип; род. 5 июля 1965, Минск) - белорусская поэтесса, прозаик, журналист, литературный критик. Член СП СССР (1990) и СБП.
Страница в википедии

Беларусь, 2018, 21 век, история, детектив, Европа, новинка, беларусский язык

Previous post Next post
Up