"Цветы Лиловые Полей" и Третья Волна

Jul 20, 2018 22:44

Сегодня у нас гостевой пост от Rina Gonzalez Gallego

В этой истории замешано много всего сразу - феминизм, литература, расовые проблемы, конфликт поколений в конкретной семье и между феминистками разных формаций.
Часть 1 - Алис Уокер.


Родилась в 1944 в сельской глубинке в южном штате Джорджия в негритянской семье.  Родители, Мини-Талула Грант и Вилли Ли Уокер, были издольщиками, то есть обрабатывали чужую землю и расплачивались с хозяином земли частью урожая.  Алис была младшей из восьми детей.  В детстве осталась без глаза, потому что один из братьев случайно выстрелил из травматического пистолета и попал ей в глаз.  Закончила школу лучше всех в своем классе, училась сначала в элитном колледже для негритянских девушек Спельман, потом перевелась в еще более элитный Сара Лоренс-колледж.  На последнем курсе забеременела и сделала аборт.
Писать начала еще студенткой.  В 1970 опубликовала свой первый роман "Третья жизнь Грейнджа Копленда", в 1976 - "Меридиан" и в 1982 - свой опус магнум "Цветы Лиловые Полей".  За "Цветы лиловые полей" Алис получила National Book Award и Пулицеровскую премию.  В 1985 вышел культовый фильм Стивена Спилберга с Вупи Гольдберг и Опрой Уинфри в главных ролях.  В 2005 по книге на Бродвее была поставлен мюзикл, и это тоже стало громким успехом.



"Цветы лиловый полей" написан в виде писем полуграмотной чернокожей женщины Богу.  По мере развертывания действий книги стиль писем меняется и мы видим как обретает достоинство забитый и измученный человек.  "Цветы" - настоящий гимн женской солидарности, любви между подругами и сестрами, дающей каждой силы для противостояния жестокому патриархальному миру.
Кроме литературы, Алис преподавала и занималась борьбой за гражданские права в самом эпицентре сегрегации, в штате Миссиссиппи.  Там она познакомилась с адвокатом за гражданские права евреем Мелвином Левенталем.  Тогда такие отношения и браки были в диковинку, а в Миссиссиппи и вовсе уголовно наказуемы.  Алис и Мелвину пришлось регистрировать свой брак в Нью-Йорке.  В 1969 у них родилась дочь Ребекка, а в 1976 они развелись.  В течении 1980-ых и 1990-ых Алис опубликовала несколько сборников стихов и рассказов.
Алис никогда не замыкалась в литературе и общественный темперамент постоянно выталкивал ее на авансцену политического активизма.  Она изобрела термин womanist чтобы обозначать небелых феминисток.  Несколько раз подвергалась аресту во время антивоенных и антиправительственных демонстраций.  Она активно поддерживает бойкот Израиля, регулярно демонстрирует солидарность с палестинцами и даже запретила переводить "Цветы лиловые полей" на иврит.
Часть 2 - Ребекка Уокер


После развода родителей Ребекка болталась между дедом и бабушкой по отцу, проживавшими в еврейском районе Бронкса, и матерью в Сан-Франциско.  C отличием закончила Йельский Университет.
В 22 года опубликовала в журнале Ms. статью, ставшую программной, озаглавленную "Становимся третьей волной".  В этой статье Ребекка подвергла разгромной критике судью Верховного Суда Кларенса Томаса за домогательства к его подчиненной Аните Хилл.  Она определила феминизм третьей волны как "быть феминисткой - это приносить идеологию равноправия и расширения возможностей во все сферы жизни; объединяться с другими женщинами, несмотря на попытки разделить нас; понимать структуры системного угнетения с целью бросить им вызов".
Стала одной из основательниц фонда "Третья волна".  Целью фонда является выдвижение девочек и девушек на общественные и политические должности.  Читает лекции на темы феминизма, преодоления барьеров, культурных связей и расовых вопросов.  Выступает с этими лекциями в школах, университетах, различных организациях и по телевидению.
В 1996 была редактором антологии "Быть настоящей: говорить правду и менять лицо феминизма".  В 2000 выпустила мемуары "Белая, черная и еврейка; автобиография меняющейся себя".  В 2007 году выпустила книгу под названием "Выбирая материнство после двойственной жизни".  Эта книга вызвала ожесточенные споры.  От своего имени Ребекка писала, что решение заботиться о ком-то кроме себя - это признак зрелой личности, и критика с позиций чайлдфри съела ее с кашей.


Ребекка определяет себя как бисексуалку и живет в Калифорнии со своим сыном.  За его отцом она замужем не была.

Часть 3 - Конфликт.
Личный и мировоззренческий конфликт между Алис и Ребеккой просто не мог не стать публичным достоянием, потому что и та, и другая о нем писали.  В мемуарах о своем детстве Ребекка честно рассказала, что она о нем помнила, а Алис оскорбилась и обиделась.  Дочь была для матери обузой, занятая писательством и активизмом Алис часто была в разъездах и оставляла дочь на соседей.  Ребекка практически вырастила себя сама.  В словах дочери Алис увидела не только атаку лично на себя, но и атаку на кардинальный принцип феминизма - что женщина не обязана посвящать себя семейным обязанностям. (Отец Ребекки, Мелвин Левенталь, попросил у нее прощения и отношения они восстановили).  Когда Ребекка в 2004 забеременела и позвонила сообщить об этом матери, Алис бросила трубку.  Впоследствии Ребекка получила от Алис письмо, где было написано "ты мне больше не дочь".
Можно сказать что личный конфликт переплелся здесь с политическим, с разницей в мировоззрении между феминистками второй волны (Алис) и третьей (Ребекка).  Алис считала, что замужество и материнство не приносят женщине ничего кроме необходимости бесплатно работать и похоронить свои мечты и амбиции.  Ребекка же считала материнство легитимным личным выбором и катализатором личностного роста.

И, на закуску, несколько любимых сцен из фильма "Colour Purple":

image Click to view



image Click to view

image Click to view

материнство, 21 век, мемуаристика, Пулитцер, национальная книжная премия, феминистка, США, экранизация, феминизм, бисексуалка, евреи, английский язык, Америка, 20 век

Previous post Next post
Up