"В соцсетях иногда всплывает мем -- корпулентная женщина ближневосточного типа с заметными усиками и в хиджабе и комментарий: персидская принцесса из за любви к которой 13 молодых людей покончило с собой. И само собой, в комментариях сплошной ябневдул. Но это все ложь и чушь, и как всегда никто не интересуется реальным живым человеком, потому что человек этот женщина. Вот я вам про нее и расскажу.
Итак, принцесса Захра Ханум Тадж аль Султане из династии Каджар, правившей Ираном с 1785 по 1925 год. Родилась в 1883 году в Тегеране. Отец -- Насреддин-шах, мать Туран аль Султане. Росла в гареме, очень редко видела родителей. Ее обучали на дому -- грамоте, молитвам, вышиванию, игре на персидских музыкальных инструментах, и как кивок современности -- на пианино. В девять лет была помолвлена. Жениху было одиннадцать. Он был сыном влиятельного военоначальника, чьей поддержкой хотел заручиться Насреддин-шах.
Захра Ханум Тадж прожила интересную жизнь и написала объемные мемуары. Она добилась развода с мужем, не желая терпеть его измены, что для того времени и того общества. было неслыханным. Она первой при шахском дворе открыла лицо и стала носить европейскую одежду. После развода она еще дважды побывала замужем и ей посвящал стихи известный поэт Ареф Казвини. Она держала первый в Тегеране литературный салон, где собирались смотрящие в сторону запада интеллектуалы. Она была одной из основательниц первой феминистской организации в Иране, Лиги освобождения женщин, около 1910-ого года.
Захра Ханум Тадж никогда не выезжала из Ирана за исключением поездки с младшей дочерью в Багдад. Она умерла в Тегеране в 1936. Ее мемуары были изданы в 1996 под названием "Корона скорби: мемуары персидской принцессы от гарема до современности 1884-1914"
Из ФБ Rina Gonzalez Gallego Из другого источника:"Тадж эс-Салтане - красавица, феминистка, писательница, оставившая воспоминания о жизни при дворе своего отца и после его убийства.
Воспоминания дошли до нас в неполной копии, и это единственное свидетельство подобного рода за авторством женщины из королевской семьи Ирана того времени.
Ранние детские воспоминания Тадж полны горечи. Она воспитывалась нянями, гувернантками и наставницами, была отделена от матери, которую видела лишь дважды в день. Если отец был в Тегеране, то раз в сутки, обычно около полудня, её на короткое время приводили с ним повидаться. В своих воспоминаниях Тадж упоминает о необходимости близкого контакта с матерью и пользе грудного вскармливания.
В возрасте семи лет девочка получает начальное образование в королевской школе, но в 1893 году она вынуждена покинуть школу и обучаться у частных наставников, некоторых из них она подробно упоминает в своей книге. Стиль и содержание мемуаров выдает её знакомство с персидской и европейской литературой и историей. Её также обучили игре на фортепьяно и таре, живописи и искусству вышивания.
Когда Тадж исполнилось восемь, начались переговоры о её замужестве. В начале 1893 года, в возрасте девяти лет, Тадж эс-Салтану обручили с Амиром Хусейном Ханом Шоджа-аль-Салтане, в декабре того же года был заключен свадебный контракт. Жених тоже был ещё ребенком "вероятно, лет одиннадцати или двенадцати". Но брак не был консумирован, пара отпразновала свадьбу лишь в 1897 году, спустя год после убийства Насер ад-Дин Шаха, когда Тадж исполнилось тринадцать лет.
Все браки женщин из королевской семьи заключались по соображениям выгоды, речь о любви не шла. Однако Тадж с нетерпением ждала заключения брака, надеясь получить относительную независимость замужней женщины. После убийства ее отца все королевские жены с детьми были перевезены в одну из резиденций Сарвестана, где Тадж эс-Салтана чувствовала себя почти что пленницей
Тадж ратует за брак по любви, критикуя договорные союзы, в которых совершенно не принимается во внимание благополучие супружеской пары. В первые годы супружеской жизни они с мужем были подростками, ещё игравшими в детские игры, и юная жена была оскорблена пренебрежением супруга, начавшимся почти сразу после брачной ночи. Как и большинство мужчин из знатных каджарских семей, Хусейн Хан имел много любовников - мужчин и женщин; и Тадж оправдывает свой собственный флирт и романы местью за пренебрежение и неверность супруга. Ареф Казвини, иранский поэт, композитор и музыкант - самый известный из мужчин, упомянутых в мемуарах. Он посвятил красивой дочери шаха своё знаменитое стихотворение "Ey Taj"."
Тадж родила четверых детей - двух сыновей и двух дочерей, но один мальчик умер в младенчестве.
Тадж также упоминает об опасном аборте, предпринятым после того, как она узнала о венерической болезни своего мужа. По иронии судьбы, физические и эмоциональные последствия аборта посчитали проявлениями истерии - диагнозом, предоставившим ей свободу покидать свой дом : "Врачи предписали выходить на улицу, дабы развеяться ... в силу болезни мне предоставили некоторое смягчение обычного домашнего заточения".
Она поведала об интересе своих современников к Европе и написала в своих мемуарах: "Я безумно желала поехать в Европу". Но, в отличие от своей старшей сестры Ахтар, ей так и не удалось там побывать. Во время написания мемуаров в 1914 году, она трижды пыталась совершить самоубийство.
Проблемный первый брак в конечном итоге закончился разводом в декабре 1907 года. Тадж не обсуждает в своих мемуарах какие-либо последующие браки, но, как уже упоминалось, рукопись является неполной. Ее свободное общение с мужчинами и ее романтические (или даже сексуальные) отношения с ними, создали ей репутацию "свободной женщины" (она считалась проституткой).
В марте 1908 года Тадж повторно выходит замуж, брак продлился всего несколько месяцев, и в июле 1908 года последовал развод. В более поздние годы Тадж эс-Салтане стала активно участвовать в конституционной и феминистской деятельности. Вместе с некоторыми другими женщинами королевской семьи Ирана она была членом Женской Ассоциации во время Конституционной революции в Персии 1905-1911 гг. и боролась за права женщин.
В 1909 году она выходит замуж в третий раз, неизвестно, чем закончился этот брак, но в 1921 году Тадж описывает себя как одинокую, незамужнюю женщину.
Воспоминания рисуют нам глубокую несчастную жизнь, а серия писем, написанных Тадж различным премьерам в начале 1920-х годов, дабы восстановить свою пенсию, свидетельствует о переживаемых ею финансовых трудностях.
В 1922 году Тадж сопровождала одну из своих дочерей в Багдад, где получил назначение ее зять, сотрудник министерства иностранных дел. Она умерла в неизвестности, вероятно, в Тегеране в 1936 году."