Светлана Дильдина. "Кто поверит эху?" и другие произведения

May 08, 2018 02:29





Хочу порекомендовать участницам сообщества замечательную писательницу, незаслуженно малоизвестную, но безумно талантливую, - Светлану Дильдину.

Я начала знакомство с ее творчеством в 11-м классе, с романа "Песня цветов аконита" (книга выходила в издательстве "Форум" в 2006 году и в АСТ в 2015 году). Это был непростой для меня период: казалось, я должна - сейчас или никогда - выбрать свое будущее, выбрать город, профессию, вуз, окружение, выбрать одну из дорог, из которых, как в сказке, только одна ведет к жизни, а большинство - к потерям и незавидному финалу. Ужасный выбор! И в этот самый момент мне попалась "Песня...". Одно из самых страшных и проникновенных произведений, прочитанных мной. Тогда я восприняла его как историю человека, которого насильно и до отвращения изящно лишили какого бы то ни было выбора, заставив принять насилие за неизбежность, волю господина - за непререкаемый закон, а пресыщенного хозяина золотой клетки - за любимого. Главного героя, умного, чуткого и художественно одаренного юношу, сделали игрушкой в сексуальных, придворных, политических играх властных мужчин. [Спойлер]И его смерть в финале романа воспринималась, с одной стороны, как долгожданное освобождение, а с другой, как жуткая несправедливость: не дали пожить, не дали побыть счастливым, сломали и доломали - за что? ради чего?..
На месте этого юноши можно представить девушку - и тогда мы увидим патриархат в декорациях средневековой восточной цивилизации (нечто вроде Японии и Китая), увидим красоту, изящество и умение развлечь как товар (тем, у кого есть власть, не нужно самим владеть этими качествами - ведь все это можно купить; соответственно, когда женщин сегодня призывают быть "красивыми", "нежными", "изящными", "приятными собеседницами", это тоже связано с распределением власти, с отношениями купли-продажи).

И главный герой - не единственный, кто в этом романе лишен права на счастье, права выбрать свое будущее: есть наложники и наложницы, которых с детства воспитывали с одной целью - сделать игрушкой богатых и статусных, а потом - избавиться от них (зачем оставлять в живых того, кто надоел императору, но может слишком много знать?); есть дочь императора, не имеющая ни реальной власти, ни отцовской любви, ни возможности сбежать из роскошной клетки дворца; и многие другие.

От "Песни цветов аконита" веяло такой безнадегой, драма психологического и физического насилия была так мастерски и проникновенно выписана Дильдиной, что я после прочтения просто утонула в тяжелых мыслях. Наверное, тогда эта книга повлияла на мое решение плыть по течению, не ехать в новый город, не бороться за поступление в крутой вуз... Это казалось слишком мелким и бессмысленным на фоне страданий, болезненных чувств, нереализованной любви и безвыходности истории Дильдиной. Наверное, лучше бы мне в тот ответственный момент попалась более оптимистичная книга!) Но, как бы то ни было, Дильдина показала себя мастером слова и эмоционального воздействия на читательницу. Похожее мрачное, металлическое послевкусие оставила ее повесть "Созвездие Чаши" (тоже рекомендую, http://samlib.ru/k/kara/chasha.shtml). И роман "Сильнейшие" (пока не завершен, но написано (и как написано!) столько, что читать можно и с неопределенным финалом).

А на днях я дочитала ее новое масштабное произведение - "Кто поверит эху?" (есть только на http://samlib.ru/k/kara/ в свободном доступе). Есть в послевкусии нотка грусти из-за неопределенного - и оттого тревожного - финала, но все же это не надрыв и эмоциональный хаос, как после "Песни цветов аконита" или "Созвездия Чаши". [Спойлер]Любимые герои живы и их будущее представляется достаточно светлым: возлюбленные могут быть счастливы вместе, нежить, привязавшаяся к людям, сделала выбор в пользу верности и любви - и была вознаграждена за это надеждой. Этот роман оставляет надежду на более или менее светлое (благополучное) будущее, дает веру в то, что старание, упорство, ум, сострадание позволяют человеку выбирать свою судьбу. Для знакомства с творчеством С. Дильдиной я рекомендую именно это произведение: там много интересных женских персонажей, играющих значимую роль в сюжете и принимающих самостоятельные решения, даже вопреки мужской воле; для этих женщин любовь - далеко не главное: не все любят, не все верят в любовь, не все ради любви готовы отказаться от других важных вещей и от личного выбора. Для героинь порой сострадание оказывается важнее любви, личная свобода - важнее, долг - важнее, профессиональное мастерство - важнее. Тест Бедхель "Кто поверит эху?" проходит.

У Дильдиной много других талантливых произведений, в том числе стихов.
Примеры стихотворений:
Три женщины - и море.
Впереди -
Песок и пена, капли как опалы...
Одна сплетает сети и следит,
что в них попало, что в них не попало.
И, напевая не разжавши губ,
другая ходит, собирает камни,
и сами те к ногам ее бегут,
оглажены водою и руками.
Поет, в сухую плеть иссушена,
Глаза открывши, отходя ко сну ли.
И чуть слышны в напеве - имена
вернувшихся - и тех, что утонули.
А третья смотрит - солнца колесо
карабкается вверх и вниз по склону, -
и из воды выпаривает соль,
и плачет, воду делая соленой.
...А ты - огонь, горящий над волной;
Качающий ее и сам волнуясь,
Летишь ты над могильной тишиной,
над песнями о тех, что не вернулись.
Ветра, морскую пену теребя,
Любым твоим движеньям поддаются,
И сети сплетены не для тебя,
и слезы о тебе еще не льются.
И сны твои - ведь ты огонь - смелы,
И сны полны такими же - другими,
Пока волна не сгладила углы
у камешка, где росчерк - твое имя:
И брызги для тебя, и птичий гам,
И все в тебе огонь - и смех, и горе -
Покуда он не выброшен к ногам
Трех женщин - там,
где окончанье моря...

Ты в дремоте видишь месяц полорогий,
Он блестит, обманным светом волны ссоря;
В земли черные зовут морские боги,
боги черные с земли глядят на море.
Скот пасут они, всё делают, всё сами,
Часто гневаются и озорничают;
Люди птичьими толкуют голосами,
Птицы им по-человечьи отвечают.
...Ты глаза откроешь - все уныло-рано,
и вокруг дома, подсвеченные слабо...
...Просыпаюсь я под грохот барабана,
Просыпаюсь под ветвями баобаба.
Платишь буквами в пути - любою суммой,
И, склонясь над территорией бумажной,
Если нет меня - давай меня придумай,
Если есть - то можешь вычеркнуть, неважно.
Я останусь рыжим солнцем на закате,
И посланием на бусинах из зерен.
Пусть на целый континент меня не хватит,
Хоть кусочек будет - белозуб и черен.
...Я приснюсь еще в каком-нибудь обличьи,
Но глаза на всякий случай будут эти ж;
Если что-нибудь скажу тебе по-птичьи,
Все равно, мне все равно ты не ответишь.

Страница, где в свободном доступе выложены все ее произведения (там можно скачать и в формате fb2): http://samlib.ru/k/kara/ Здесь можно оставлять отзывы, Светлана их читает и отвечает)

"Живой Журнал" Светланы, где можно найти ее стихи и размышления: https://kolonok.livejournal.com/

объективация, изнасилование, мистика, средневековье, насилие, Япония, Китай, фэнтези, рабство, драма, политика, новинка, фольклор

Previous post Next post
Up