На Хесок

Apr 28, 2018 23:06




Корейская художница, писательница, общественная деятельница первой половины ХХ века На Хесок (나혜석, 1896-1948) родилась в семье состоятельного чиновника, получила прогрессивное по меркам того времени образование. При поддержке семьи она поступила в Токийскую женскую академию искусств и стала первой дипломированной художницей в истории Кореи. Вскоре после неё немало корейских девушек закончило академии искусств в Японии, но после замужества они оставляли живопись. На Хесок, став женой и матерью, не перестала серьезно заниматься творчеством, а после развода выбрала путь профессиональной художницы, решив зарабатывать на жизнь продажей картин, а также литературой.
Литературное творчество На Хесок посвящено борьбе за права женщин. Средствами литературного слова она стремилась просвещать современниц. Со страниц газет она заявляла о том, что её соотечественницы должны перестать существовать в рамках, отведенных им обществом, что они прежде всего личности, а только потом женщины. В стихотворении «Кукольный дом, 인형의 집» (1921), опубликованном в одной из газет, она писала, что женщина не кукла, принадлежащая отцу, мужу, а прежде всего человек, и заявляла о необходимости предоставления женщине права выбора и свободы. В стихотворении «Нора, 노라» (1922), словно манифест звучат слова: «Я - человек. Прежде чем быть женой и матерью, я - человек». На Хесок требовала равного отношения к женщинам, не боялась бросить вызов существующей системе и обществу, открыто критиковала понятие хёнмоянчхо («добрая жена и мудрая мать»), превращающее, по её мнению, женщину в домашнюю рабыню.



В живописи и печатной графике также нашли отражение феминистские взгляды На Хесок. В 1919 году вскоре после возвращения из Японии она опубликовала в газете серии графических работ, в которых показала, как происходит подготовка ко дню Нового года по лунному календарю. На Хесок изобразила процесс приготовления к празднованию, важной частью которого является обряд поминовения предков. На рисунках все женщины без исключения в семье заняты приготовлением еды, стиркой, шитьем, торопятся успеть подготовить все необходимое, подгоняемые друг другом, организуют пространство для проведения обряда, одевают сыновей для участия в нем, а сами вместе с дочерями остаются «за кадром». На Хесок показала, что являясь двигателем процесса, женщины не принимали участие в событии, для подготовки к которому они несколько дней работали не покладая рук. Она проиллюстрировала тот факт, что в традиционной семье женщине отведена роль домашней рабыни.
В работе «Один день Ким Ирёп, 김일엽의 하루» (1920). На Хесок изобразила один день современной женщины, которая читает по ночам, пишет стихи, пока варит обед, а вечером готовит рукопись.



На Хесок создала более трехсот полотен, однако до нас дошло лишь двадцать из них. В масляной живописи сложно найти отражение прогрессивных взглядов художницы. Хотя само по себе занятие живописью профессионально было явлением социальной значимости и отражением передового сознания художницы. На Хесок на протяжении жизни создавала в основном импрессионистические пейзажи. Стоить отметить, что почти на всех её пейзажах изображены здания традиционной корейской архитектуры. Художница не раз заявляла о том, что корейская масляная живопись должна отличаться от западной. Не смотря на то, что На Хесок рисовала маслом и выбирала традиционные для западных художников сюжеты, она стремилась найти способы выразить национальное средствами западной живописной техники.
На Хесок была не просто первой корейской женщиной, получившей образование за границей и первой дипломированной художницей в стране, но и первой женщиной, которая отправилась в путешествие по Европе. Но не одна, а с мужем Ким Уёном.
Во время путешествия по Европе она познакомилась с авангардными направлениями и недолгое время экспериментировала с кубизмом и фовизмом. Находясь в Париже, На Хесок нарисовала первый в истории Кореи женский автопортрет, который является самой известной из её картин. При первом же сравнения фотографии художницы с знаменитым «Автопортретом», бросается в глаза, насколько сильно художница изменила свой внешний вид. Нарисовав острый подбородок, изменив разрез глаз и увеличив их размер, На Хесок словно попыталась придать своему лицу более европейский вид.

Там же в Париже случай свел ее с Чхве Рином, одним из лидеров религиозного движения «Чхондогё». Они влюбились, и об их романе сначала заговорили парижские, а затем и сеульские газеты. Когда же скандал дошел до Ким Уёна, он решил развестись с женой. Брак распался в 1931 году.
Несмотря на развод и подорванную репутацию, На Хесок поначалу продолжила творческую деятельность и даже выиграла специальный приз на 10-й Национальной выставке изобразительного искусства. После развода На Хесок лишилась возможности видеться с детьми (по закону дети должны были оставаться с отцом), в качестве реакции она опубликовала в газете «Признания о разводе», в которых резко раскритиковала корейское патриархальное общество, требующее от женщины по старым обычаям приносить себя в жертву и беспрекословно подчиняться мужчине.
После этого На Хесок оказалась в изоляции, реакция на ее выставки была очень холодной, художница осталась без средств к существованию, несколько лет скиталась. Умерла 10 декабря 1948 года в приюте для бездомных. Где находится ее могила, до сих пор неизвестно.

В Южной Корее есть понятие «комплекс На Хесок»: так называют чувство неуверенности, испытываемое женщиной, которая хочет посвятить себя профессиональной деятельности, но при этом боится пренебречь выполнением обязанностей жены и матери.

Источники: 1, 2

борьба за права женщин, критика общественного устройства, история феминизма, феминистка, Азия, 20 век, Корея, судьба женщины, корейский язык

Previous post Next post
Up