А потом скажут, что это был добровольный выбор

Mar 19, 2018 19:13

В подростковом возрасте с таким увлечением не читала подростковую литературу, как сейчас. Вообще удивительная это штука, young adult. В одной и той же серии могут с равным успехом выходить и блестящие книги, ничем не уступающие классическим "Изгоям" и "Бойцовым рыбкам" Хинтон и "Благослови зверей и детей" Суортхаута, и крепкие середнячки, чья благородная задача -- развлечь и отвлечь, и совсем уж монструозные агитки, по сравнению с которыми "окна РОСТ'а" -- шедевры искусства для искусства. Романы Донны Кунер [Donna Cooner], казалось, можно отнести ко второй категории - крепких середнячков... Upd.: пока болела, я, например, с удовольствием прочла "Лолу и любовь со вкусом вишни" Стефани Перкинс [Stephanie Perkins] -- трогательная взрослеющая Лола, без ханжества прописанный любовный треугольник, два отца -- семейная пара геев, совершенно не комическая мать: горькая пьяница, бездомная, зарабатывающая на хлеб гаданьем... и конечно, Сан-Франциско, город, где всё происходящее норма жизни. На что-то подобное я и рассчитывала: чтобы лёгкое, неглупое и без проповедей.




"Лайкни меня" [Worthy] -- это забавная и дидактичная хроника одной школьной моды: интернет-приложения "Достойна", которое методом тайного голосования оценивает, подходят ли друг другу влюблённые пары. Так сказать, онлайн-сплетничанье, возможность обсудить анонимненько, sub rosa, кто соответствует, а у кого низковат уровень потребления. Почему-то недостойной всегда оказывается девочка... Героиня, десятиклассница Линден, возмущается, но добросовестно голосует то за, то против, а когда её саму забаллотировали, ужасно удивляется. Как тот любер из анекдота: "А нас-то за что?"

Прости, Линден!
58% сказали НЕТ!
Ты НЕДОСТОЙНА!

После голосования многие устойчивые пары распадаются. По мне, туда и дорога, но Кунер не преминула включить некоторую дозу любовной драмы... Блудный бойфренд героини, Алекс, принадлежит к мексиканской общине, поэтому в "Лайкни меня" много занимательных подробностей о взрослении мальчиков и девочек в этой традиции. Про особое значение пятнадцатилетия понятия не имела! Любопытен и образ Никки Акино, увлечённой дизайном и конструированием одежды. Американская писательница вкладывает своим персонажам в уста весьма разумные суждения: Девочкам со всех сторон указывают, что делать, и инструкции очень противоречивы. Друзья, телевизор, интернет... Будь взрослой, но выгляди, как ребёнок. Пользуйся косметикой, но так, чтобы быть естественной. Занимайся спортом, но люби своё тело таким, какое оно есть. Будь умной, но не умничай. Всё корректно, и в то же время ощущение некого... мелкотемья, что ли. Интересующаяся чем-то, кроме популярна-непопулярна, нарядов и парней, девочка в классе одна: упомянутая Никки. Остальные сверстницы словно бы посадили свой ум на диету. Неужели предел мечтаний молодёжи -- романтически-слащавый вальсик под луной?

Ну, тут мне сказали, что эта книга у Кунер далеко не лучшая, а вот есть, к примеру, "Худышка" [Skinny], так там и напряжённость, и психологизм, и куча заслуженных призов и премий. Кстати, действие происходит в той же школе, только в другом классе. Учится там пятнадцатилетняя Эвер: хорошо учится, и голова на плечах, и голос хоть в мюзик-холле пой. Но все эти достоинства перечёркиваются одним -- Эвер весит сто тридцать килограммов. Начала полнеть пять лет назад, после смерти матери от рака. В общем, бинджи (так называемые пищевые запои), безрезультатные диеты, сто тридцать кило. Всё. Эвер не просто отщепенка, она невидимка. Нет, с ней здороваются, прощаются, иногда сочувствуют. Иногда тактично советуют заняться спортом. Папа вон целое душещипательное письмо написал, осознав, что уже пора что-то делать и ребёнком заняться, а не только устройством своей личной жизни:

Дорогая Эвер!
Главная причина, по которой я хочу, чтобы ты похудела, в том, что я люблю тебя и желаю тебе счастья. Я хочу, чтобы однажды ты влюбилась и родила детей. Если ты, конечно, сама этого хочешь. Я знаю мальчишек. Найти того, кто разглядит тебя настоящую за твоим внешним видом, не так-то просто. Я хочу, чтобы у тебя была здоровая и долгая жизнь, полная захватывающих возможностей. Лишний вес может помешать тебе сделать многое из того, что ты захочешь. Именно поэтому я хочу, чтобы ты похудела.
С любовью, папа.
-- Твой папа прав, тебя никто не полюбит, -- издевается Скинни. А кто такая Скинни? Это альтер эго героини, которая постоянно грубит, оскорбляет, сравнивает со слонами, китами и тому подобной фауной, подзуживает к еде и самоубийству... Короче, социум в миниатюре. В последней попытке спастись от злобной Скинни, от папы с его благими намерениями, от жалостливых взглядов на улице Эвер решается на резекцию желудка.

И, по моему мнению, попадает из огня да в полымя. Явилось открытием, что тинейджерам вообще делают такую опасную операцию с диетическими ограничениями до самой смерти. Грубо говоря, желудок перестаёт работать как "накопитель" пищи, его объём равен "трём столовым ложкам". Всё пищеварение происходит в кишечнике. Нельзя запивать кушанья, нельзя есть сладкое, перестаёт вырабатываться грелин, известный как гормон голода... Наконец, возможна масса осложнений, ведущих к новым и новым хирургическим вмешательствам. Указывают, что писательница сама перенесла резекцию желудка, и ей весьма помогло. Но -- не отроковицам же это издевательство рекламировать! Им расти, им набирать силу, им, наконец, созревать физиологически. А на чём? на трёх ложечках диетпитания? Как замечает ретивая консультантша, самым младшим детям, перенесшим резекцию из-за ожирения, по двенадцать годов. Я теряюсь. Ни психотерапии, ничего -- сразу "давайте отрежем Мересьеву ногу "толстухе" желудок". А как "толстуха" будет без желудка существовать, то её личные трудности. Собственно, "Худышка" и есть дневник свыкания школьницы с новым статусом -- фактически, с пожизненной инвалидностью. Зато "лишние" килограммы уходят, и по мере их исчезновения к Эвер поворачиваются лицом одноклассники, возвращаются друзья детства, появляется элементарно приличная одежда-обувь, а не балахоны и чуньки "прощай, молодость". И конечно, оказывается, что это она сама всех от себя оттолкнула угрюмым видом, обидой на весь мир и недоверием к людям... Какой всё-таки цинизм. Третье тысячелетие на дворе, а компрачикосы процветают.

книги для подростков, 2018, не рекомендуем, coming-of-age, 21 век, образ тела, 2017, травля, русский язык, young adult, подростки, США, английский язык, romance, новинка

Previous post Next post
Up