Лукреция Торнабуони де Медичи (1427- 1482) - итальянская религиозная поэтесса периода Возрождения, патронесса искусств и благотворительница, игравшая большую роль в общественной жизни Флоренции XV века.
Портрет приписывают кисти Гирландайо.
Ее мать - Нанна ди Никколо ди Луиджи Гвиччардини, отец - Франческо Торнабуони. Род Торнабуони был в числе тех семей, которые способствовали возвращению Медичи во Флоренцию после изгнания.
В 1444 году Лукреция была выдана замуж за сына Козимо ди Медичи Старшего - Пьеро I. Этот брак способствовал укреплению союза между двумя семьями.
Муж был старше на 9 лет. Подагриком Пьеро I прозвали не зря - он серьезно болел, почти не покидал четырех стен, так как передвигаться мог только на носилках. Здоровье Лукреции, впрочем, тоже оставляло желать лучшего: она была близорука, совершенно не чувствовала запахов, страдала артритом и экземой, и её организм нуждался в постоянном медицинском присмотре. С целью восстановления сил она проводила много времени за городом, в поместьях и на курорте с серными источниками Морбе, который выкупила и обустроила.
Лукреция считалась некрасивой, но выделялась в обществе элегантностью и утонченными манерами, получила превосходное воспитание, прекрасно играла на музыкальных инструментах, танцевала, сочиняла стихи.
В этом браке родилось семеро детей, четыре мальчика и три девочки, из них совершеннолетия достигли четверо. Старшая дочь Бьянка, родившаяся в 1445 году, в 1459 году вышла замуж за Гильельмо Пацци. Вторая, Лукреция, в семье прозванная Нанниной, родилась в 1448 году, а в 1466-м стала женой Бернардо Ручеллаи.
Старший сын появился на свет 1 января 1449 года. Он получил традиционное у Медичи имя Лоренцо в честь святого покровителя семьи, именем которого называлась большая базилика рядом с дворцом. Это будущий Лоренцо Великолепный.
Младший сын, Джулиано, родился в 1453 году.
Иногда ей приписывают еще одну дочь, Марию, но та была бастардом ее мужа.
Благодаря её прямым усилиям был заключён брак между Лоренцо и Клариче Орсини - союз между двумя родами, который окажется особенно ценным в будущем. С целью познакомиться с невестой в 1467 году она отправилась в Рим. Оглядываясь на историю династии Медичи, историки указывают, что именно матримониальная политика Лукреции оказалась одним из самых важных действий в семейной истории, в долгосрочной перспективе способствовавший карьере некоторых Медичи в Ватикане и обеспечивший богатство и престиж семье на несколько столетий вперёд. Она занималась управлением имуществом семьи, налаживанием общественных и дипломатических связей и во многом способствовала росту авторитета Медичи.
Супруг поручил ей распределять милостыню среди нуждающихся, кроме того, к этим средствам она добавила свои доходы от торговли землёй, финансирования купцов и ремесленников и проч. Её деятельность была ещё одним вкладом в рост популярности Медичи в народе, которая была немаловажным фактором в судьбе семьи. В одном из своих писем Лукреция писала, что то, что хорошо для Флоренции и Тосканы - хорошо для Медичи.
Умерла через несколько лет после неудавшегося заговора Пацци против её сына Лоренцо, в котором всё же погиб её сын Джулиано.
После её кончины Лоренцо написал 27 писем разным правителям с сообщением о постигшей его утрате. «Я испытываю страшное горе, - писал он, - потерял я не просто мать, а единственное убежище от неприятностей и вдохновительницу всех моих начинаний». Похоронена рядом со своим супругом в Сан-Лоренцо.
Лукреция писала сонеты, но из них почти ничего не сохранилось. В 1478 году Аньоло Полициано пишет, что читал её «laudi, sonneti i trinari». Предполагают, что после смерти мужа в 1469 году она начала писать на религиозные темы.
Сохранилось 5 её поэм на библейские темы октавами и терцинами (Storie Sacri, об Иоанне Крестителе, Юдифи, Есфири, Сусанне и Товии), 8 laudi (священные гимны на популярную музыку) и 1 canzone. Сохранился её единственный сонет, он был частью поэтического диалога - обмена сонетами между нею и поэтом Бернардо Беллинчиони. По крайней мере, два laudi были опубликованы до её смерти, пять Storie Sacri около 1482 года.
Из её переписки всего дошло 49 писем, написанных в 1446-1478 годах. В них описывается повседневная жизнь и праздники во Флоренции, информация о жизни флорентийских женщин
La ystoria di Hester regina
«История царицы Есфирь»
I строфа поэмы
Во имя Господа предвечного, благого!
Сказание начну, надеясь на Него,
На помощь Божию я уповаю снова;
Про вавилонского владыки сватовство,
И как лелеял он любимую в почете,
Про Мардохея с ней сокрытое родство.
Была Есфирь умней царёвых звездочетов,
И от погибели народ родной спасла
И вывести смогла из-под лихого гнёта,
Избавить от руки, что так сильна была,
Что чуть не сгинуло Израиля потомство,
Но Божья воля их от смерти сберегла.
Прочтёте про Астинь-царицы непокорство:
Душою злой была надменна и горда,
И мзду достойную приобрела упорством.
О, зря она потом скорбела от стыда,
Единый раз дерзнув презреть указ супруга -
Лишь в своевременном покорстве есть нужда
Перевод Софии Пономаревой
Источники:
1,
2