Наталия Азарова

Jul 13, 2017 03:02

В интернет выложили предпоследний номер журнала "Воздух", где филологиня и поэтесса Наталия Азарова рассказывает о своём понимании женского письма. Не сказать, что лично мне это близко, зато как красиво сформулировано.

***
...все Ваши вопросы - хороший повод поговорить о женской идее, термины которой удобны не только для моей поэзии, но и для разговора о ритме нашего времени.
Любое новое рассуждение всегда начинается с понятия «кризиса», в этом смысле женская идея начинает с кризиса моделирования, но если это постоянный кризис, то это уже и не кризис вовсе.
Мы преображаем хаос, но не упорядочиваем его.
В женской идее (женской логике) есть логика арьергардного движения. Движение остаётся движением, но, в отличие от авангарда, в нём нет векторности, направления и более или менее чёткой программы действия, почти индейский принцип «задавая вопросы, идём».

Сейчас женская идея подсказывает сознательное неучастие в сетях при сохранении максимальной социальной активности. Это позволяет мне в значительной степени избежать постоянных самоконтроля, самоцензуры и давления технологий саморепрезентации. Но, возможно, это изменится. Например, если я перееду в малюсенькую страну, мне придётся обнаружить себя в менее телесном социальном поле.
Мои социальные пространства вряд ли можно считать «малыми делами», передышкой, выжиданием, я пытаюсь дать непосредственный, быстрый и разнонаправленный ответ на всё время возникающую новую ситуацию, требующую новой субъективации и новой социальности.

Толкования поэзии устаревают гораздо быстрее, чем сам текст. Даже собственные. Формулировка стратегии уже написанного текста (и сама стратегия) тоже может меняться с годами.
В открытости циклов есть и женская логика - «забыла, что хотела сказать, и каждый раз непоследовательно говорю заново».
В открытости циклов особенно заметна важная составляющая женской идеи, которую я называю недоопределённость (не путать с неопределённостью). Сегодня задача не определить (положить предел), а недоопределить. Но недоопределённость не подразумевает отказ от определения. Это как мама, учащая ребёнка плавать, отходит на шаг назад, когда ребёнок уже почти к ней подплыл. У многих современных поэтов присутствует недоопределённость - это и свойство новейшей поэзии, и свойство разговоров о поэзии, но это и шире - свойство мысли нашего времени. Во всех моих ответах присутствует недоопределённость.

Короткие песенки бездны

модернизм, 21 век, русский язык, поэзия, осмысление женского опыта, интервью, Россия, переосмысление

Previous post Next post
Up