"Счастливая иностранка" - беллетризованные мемуары Энид Багнольд, вышедшие в 1920 году. В них она рассказывает о своей службе в французской армии в 1916-1917 году. Главная героиня Фанни - это сама Багнольд.
Мне книга понравилась, но, как ни странно, многие англоязычные рецензии на Goodreads - ругательные. Как, мол, она посмела писать о платьях и танцульках, ведь это военное время?! Надо сказать, что за все военные годы Фанни-Энид один раз смогла пошить себе бальное платье и покрасоваться в нем на танцах - во время ее недолгого пребывания в Меце, и это для нее было действительно большим событием. В основном же ее жизнь - это тяжелая, изнурительная работа военного шофера.
Интересно пишет Багнольд и о положении женщины в армии. По тем временам женщина - военный шофер - это было почти скандально. "Только англичанки на такое способны!" Великобритания в ту пору лидировала по части женской эмансипации. Многие осуждали(!), а удивлялись практически все. Кстати, служила она на добровольных началах, денег за это не платили никаких.
Хотя ее служба проходила не так уж близко к линии фронта - военные действия к тому времени уже переместились восточнее - ее работа всё ещё оставалась опасной. Ей приходилось ездить через разрушенные города и села, вдоль полей недавних сражений; места эти кишели мародерами и дезертирами всевозможных армий. В общем, может, кто-то заметил только описание одного платья и одного бала-маскарада, но на меня произвела большее впечатление печальная картина послевоенной разрухи и медленного возвращение к нормальной мирной жизни. Очень интересна глава о посещении Вердена, практически уничтоженного в ходе военной кампании 1916-го года, и знаменитой цитадели, расположенной под городом. Одна из самых сильных сцен в книге - разговор Фанни с трактирщицей, у которой был дом в Вердене, хороший дом в хорошем районе; героиня рассказывает бывшей хозяйке о том, что осталось от ее чудесного дома...
Впрочем, я понимаю, почему Багнольд обвиняют в легкомыслии. В ней нет ремарковского надрыва, нет нагнетания трагизма (война и ее последствия трагичны сами по себе, нагнетать нет надобности). Не зря французский офицер, с которым у Фанни был мимолетный роман, назвал ее "счастливой иностранкой". Она настолько самодостаточная и цельная натура, что, кажется, с легкостью переносит всякие лишения. А еще она несколько отстраненно смотрит на всё, что её окружает, похоже, что ее внутренняя жизнь для нее важнее всего внешнего. Но я бы назвала это не легкомыслием, а хладнокровием, что ли.