Книги о мифологизации Жанны д'Арк

Jun 03, 2017 12:06


Что читать об образе Жанны д'Арк в культуре, рекомендует кандидат исторических наук Ольга Тогоева. В списке 5 книг, я выбрала книги женского авторства.



Warner M. Joan of Arc. The Image of Female Heroism (L., 1981 и многочисленные переиздания на англ. языке)

Книга англичанки Марины Уорнер, на мой взгляд, стала первым в мировой историографии масштабным исследованием процесса мифологизации (как сознательного, так и неосознанного) личности Жанны д’Арк ее современниками и потомками. В этой работе впервые была предпринята попытка представить комплекс различных образов французской героини, возникавших на протяжении XV-XIX вв.: пророк, рыцарь, еретичка, проститутка, «идеальный андрогин», амазонка, воплощенная добродетель, дитя природы, народная героиня и святая. Для своего времени работа М.Уорнер, с моей точки зрения, носила совершенно революционный характер и оказала существенное влияние на всю последующую историографию. Именно с нее начинается традиция изучения двух «личностей» Жанны д’Арк - реальной и вымышленной, поскольку здесь впервые со всей очевидностью утверждается идея о том, что процесс мифологизации Орлеанской Девы начался уже в 1429 г., т.е. в тот момент, когда она впервые появилась на исторической сцене.




Beaune C. Jeanne d’Arc. Vérités et légendes (P., 2008)

Книга Колетт Бон, одного из самых интересных и знающих французских медиевистов, была написана в связи со скандалом, разгоревшимся в 2007 г. во Франции вокруг фигуры Орлеанской Девы. Скандал был вызван очередной публикацией «сюрвивистов» - псевдо-историков, полагающих, что Жанна д’Арк не была казнена в 1431 г., но выжила, продолжила сражаться на полях Столетней войны, а затем счастливо вышла замуж, родила детей и окончила свои дни в старости в окружении любящего семейства. Подобные «исследования» появляются во Франции с завидной регулярностью с начала XIX в. Тем не менее, профессиональные историки только сейчас обратили на них внимание и оценили тот вред, который могут нанести эти книги нашему знанию о прошлом. Работа К.Бон - одна из последних публикаций по истории Жанны д’Арк в целом, и в ней, на мой взгляд, наиболее полно и внятно описываются, а затем развенчиваются самые невероятные легенды, возникавшие вокруг французской героини на протяжении нескольких столетий: о ее «пастушеском» или, как вариант, «королевском» происхождении; о ее «галлюцинациях»; о политических интригах при дворе Карла VII, которые позволили Жанне д’Арк появиться на исторической сцене; о предательстве, якобы совершенном в отношении нее королевскими советниками; наконец, о ее «жизни после смерти». Единственным, но весьма существенным недостатком исследования К.Бон мне представляется полнейшее отсутствие в нем примечаний, в связи с чем не-специалисту невозможно понять, откуда именно появилась та или иная легенда.



Heimann N.M. Joan of Arc in French Art and Culture (1700-1855). From Satire to Sanctity (Aldershot-Burlington, 2005)

Как мне кажется, с именем уже упомянутой мной Марины Уорнер стоит связать и своеобразный иконографический поворот в исследованиях эпопеи Жанны д’Арк. Именно в ее монографии изображения французской героини были впервые использованы для анализа некоторых устойчивых мифов, возникших вокруг ее фигуры (в частности, образа идеальной мученицы и второго архангела Михаила в XV в.; образа простой крестьянки во французском изобразительном искусстве эпохи романитизма; патриотического образа, использованного в пропагандистских целях в Первой и Второй мировых войнах). Тем не менее, периодом активного изучения иконографии Жанны д’Арк (миниатюр, гравюр, скульптур, живописных полотен, а также ее кинообразов) стали лишь последние годы XX-начало XXI в. Фундаментальная монография американской исследовательницы Норы Хайман относится именно к этому направлению исследований и основывается преимущественно на анализе художественных произведений, посвященных Деве (начиная с поэмы «Освобожденная Франция» Жана Шаплена середины XVII в. и заканчивая «Орлеанской девственницей» Фридриха Шиллера 1801 г.), а также впечатляющего комплекса визуальных источников XVII-середины XIX в. Особенно мне хочется отметить использование в работе чрезвычайно редких гравюр к пиратским (в основном, английским) изданиям «Орлеанской девственницы» Вольтера. Их совершенно невозможно найти в Интернете, эти издания практически не представлены в библиотеках, а потому полюбоваться на то, как современники великого философа высмеивали национальную героиню Франции, можно лишь в исследованиях, подобных книге Н. Хайман.

французский язык, знаменитые женщины, средневековье, 21 век, Франция, США, Великобритания, английский язык, Америка, 20 век, история, история женскими глазами, Европа

Previous post Next post
Up