Кирибати: Катерина Мартина Теаива

May 20, 2017 21:01

Государство Кирибати, иначе - архипелаг Гилберта, состоит из множества коралловых островов и одного острова обычного - Банаба. Тысячу лет назад на этот маленький клочок земли прибыли предки нынешних микронезийцев и с удовольствием занялись выращиванием кокосовых пальм, панданусов и таро, похожего на картошку с шерстью. Вражда существовала, но не было войн. До прибытия белых банабанский общинный строй практически не изменялся.  Его справедливо назвать патриархальным, жёны-земледелицы подчинялись мужьям-рыбакам, но Банаба называют женским островом.  Ведь стратегический запас пресной воды, сосредоточенный в подземной пещере bwangabwanga, находится в ведении и распоряжении женщин. Ни один мужчина туда не входил от сотворения мира.

А потом пришли европейцы и открыли: плодородная банабская почва - не что иное, как самородные фосфориты, удобрения. И остров был съеден. В своё оправдание белые говорили, что честно купили земли у короля островитян. Только тут есть одна загвоздка.

На острове Банаба никогда не было королей. У них натуральный первобытный коммунизм. Есть главный по рыбной ловле, главная по воде, есть те, кто лучше всех разбирается в ритуалах и лучше всех помнят сказания. А чтобы один кто-то являлся собственником всей земли - такого банабанцы и вообразить-то себе не умели. В общем, у кого сэр Элберт Эллис приобрёл остров, уже не доищешься. Зато хорошо помнят другое.

Как белые сами решали, какие деревья посажены, а какие дикие, что определить по внешнему виду рощи невозможно.
Как женщины забирались на пальмы и панданусы в тщетной надежде, что вместе с ними деревья-кормильцы не срубят.
Как под предлогом защиты христианской нравственности запрещали ритуалы, "непристойные" пляски и "бранные" песни.
Как в преддверии японской оккупации сами эвакуировались, а "туземцев" оставили на верную смерть. Немногие белые, в частности, пастор и его помощник, отказались уезжать с Банаба и погибли от рук японских солдат. Большинство мужчин-банабанцев тоже были убиты. В репертуаре банабских танцоров есть танец "свидетельство", сочинённый женщиной, которая видела казнь своего отца.
Как превратили некогда цветущую страну в лунный пейзаж с кратерами, ни травинки, ни кусточка.

Или вот ситуация: белый сотрудник фосфатных разработок не может сделать карьеру. Не продвигают его по службе, и всё тут. Причина: женат на "туземке". К нему ходят в гости, слушают, как его супруга и четыре дочки чудесно поют, музицируют. Но повышать зарплату коллеге, который так унизился - женился на цветной?! Иерархия -  выше всех белые, за ними китайцы-рабочие, а ниже всех - банабанцы и кирибатийцы. Повышенное внимание к цвету кожи распространилось и среди них. Японцев боялись, но и отчасти восхищались: ведь оттенок не светлее нашего, а как англичанам задали жару!

Исторические подробности переселения с изуродованного острова можно найти, например, по ссылке: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5217/. Статья так и называется "Как съели остров". Катерина Мартина Теаива [Katerina Martina Teaiwa] назвала свою книгу Consuming Ocean Island, "Потребление острова Ошен". Ошен - английское название Банаба. Казалось бы, где я, а где Микронезия, но странно знакомыми отзывались эти небольшие, корректно оформленные главы. Как на старой родине встречают двумя вопросами:
а) когда успела язык позабыть?
б) почему такая тощая? Вот что значит мужа нет, муж любил бы, муж раскормил бы.
И совестно признаться, что изнурённый вид - от расстройства желудка, желудок не принимает здешнюю воду...
Или осторожно спрашиваешь у престарелого очевидца событий: а деда моего Теаиву не помните? Помню, помню Теаиву, - оживляется старец, - пьяница был Теаива! Но рыбак изрядный. Этот-то Теаива, пьяница и рыбак, к великому недоумению родни, женился на гилбертской девушке, а единственного сына послал учиться в Штаты, в агрономический колледж. Опять-таки все недоумевали: где он собирается работать агрономом? Банаба ведь пустыня! Жена сына была из большой афроамериканской семьи. Родились три дочери: Терезия, Катерина Мартина, и Мария. Старшая стала поэтессой (о Терезии Теаива см. http://fem-books.livejournal.com/924297.html), средняя - учёной, завкафедрой океанийской антропологии, а младшая - акушеркой.




Да, кстати, банабанцы уникально танцуют.  Как никто. Их часто приглашают на различные празднества в Австралии и Новой Зеландии, например, на открытии Сиднейского оперного театра танцевал банабский ансамбль. И вот рассказ. Едет по новозеландским полям автобус с банабской труппой, и тоскливо островитяне глядят, как с самолётов-кукурузников сыплется суперфосфат - переработанная их родная землица... Катерина Мартина Теаива сама увлекается танцами, ведёт курс "плясовой этнографии". А на Банаба, в тех немногих местах, где сохранился плодородный слой, уже растут новые пальмы. Кокосовое масло продаётся через интернет. Яблони на Марсе? Спросите на острове Ошен, там умеют.

колониализм, 21 век, Океания, английский язык, экология, история, история женскими глазами, этнография

Previous post Next post
Up