Фигль-Мигль (Екатерина Чеботарёва), "Эта страна"

May 09, 2017 22:36

Предыдущие посты о писательнице:
- fem-books.livejournal.com/521287.html - скандал на премии Нацбест! Победителем оказалась (цитата) петербурженка неопределённого возраста! Инкогнито проклятое...
- fem-books.livejournal.com/53565.html - но я его отчего-то не вижу. А вы?




Русский космизм в целом и труды Н. Фёдорова в частности - что, если перенести философию общего дела на нашу реальность, особо к общим делам не располагающую? И вот уже на стол в Кремле ложится утопическая концепция всеобщего воскрешения и спасения, и скромный библиотекарь из Боровска спасает демографию. Матушка-Россия рожает обратно своих дщерей и сынов, расстрелянных, задушенных, сгоревших, сгнивших.

Из сочинений Николая Фёдорова:
...люди созданы быть небесными силами, взамен падших ангелов, чтобы быть божественными орудиями в деле управления миром, в деле восстановления его в то благолепие нетления, каким он был до падения...
Из диалога президента и премьера, решающих, кого воскрешать, кого нет:
- А почему мы не берём погибших на войне?
- Потому что тех цифр не осилим точно.
- А если только Гражданскую?
- 7-12 млн. Плюс вероятность, что эта война немедленно возобновится.
- Я, вообще говоря, сомневаюсь, что троцкисты были таким уж генофондом.
- …
- И вот ещё что... Воскрешайте трудоспособное население. Ну и детей, конечно. Дополнительных пенсионеров бюджет просто не потянет.
- Да те-то, наверное, и не слышали, что бывают пенсии.
- А теперь по сторонам посмотрят и услышат. Не надо.
- Боишься, что возьмут судьбу в руки?
- Я про это смешную пословицу знаю.
- Я её тоже знаю.
- А Фёдоров не знает?
- Фёдоров философ. Его, если не хочет, знать не заставишь.

Как водится, утопия превращается в антиутопию ещё на стадии эксперимента, и Филькин, небольшой городок - раньше говорили "на периферии", теперь говорят "в глубинке" - наполняется трудоспособным населением, поднявшимся фактически из земли.Продажные писаки времён николаевской реакции легко вписываются в журналистику, мелкие азефы (того, который с прописной, не воскресили, побоялись) пробуют себя в политике, террористы-бомбисты с увлечением играют в компьютерные игры и подозрительно шепчутся в пивной, а крестьяне вернулись на поля и зажили своей обособленной жизнью. Всплывает полузабытое слово "антоновщина" и много ещё других разных полузабытых слов, изучать которые едет петербургский филолог Саша Энгельгардт, тёзка и однофамилец автора "Писем из деревни".

Из "Первого письма" А.Н. Энгельгардта (1872)
У меня две кошки - большой чёрно-белый кот и чёрно-жёлто-белая кошечка; такую кошечку национального цвета я завел для опыта. Говорят, что только кошки бывают чёрно-жёлто-белого цвета и что котов такого цвета никогда не бывает; говорят, что когда народится кот чёрно-жёлто-белого цвета, то значит, скоро светопреставление. Я хочу посмотреть, правда ли это. Первый признак близости светопреставления - это, как известно, появление большого числа нытиков, то есть, людей, которые всё ноют; второй - рождение чёрно-жёлто-белого кота. После «Положения» [об освобождении крепостных] появилось множество нытиков. Хочу посмотреть, не народится ли чёрно-жёлто-белый кот.

Фигль-Мигль называет свою четвёртую книгу "философским комическим романом". "Эта страна" вправду гомерически смешна - в своём особом роде. Над описанием Саши я хохотала до упаду: Собственно в своем предмете он понимал отдельные слова, но не смысл, образуемый их сочетанием, и по наитию вставлял «контрдискурс», «пресуппозицию» и «имплицитно» («Когда не знаешь, что сказать, говори: "имплицитно"») везде, где чувствовалось интонационное зияние. К счастью, те, кто его читал, были такие же, как он. И медийных психологов тоже за дело прокатили, так им, не спасайте от мигрени гильотиною! Но главные чувства были - священный ужас, любопытство и восторг, восторг перед авторской эрудицией. Из имён и названий я знала, притом едва-едва, насилу одну двадцатую, из справочников на меня лезли люди, их мысли, их геройства, их подлости, их судьбы, их смерти - одни за другими, по цепочке, и все эти толпы вписались в нашу провинциальную тишь, будто и не было этих ста лет, ни Сталина, ни войны, ни кукурузы, ни перестройки, ни Ельцина, ничего, ёлки, вообще. Фантастическое допущение? Допустим же! Кто-то с негодованием отбросит "Эту страну", кто-то рассмеётся, кто-то задумается, я вот - самообразованием занялась, надо же на старости лет отличить МФАГ от ФАК. Равнодушных не будет. Что главное.

война, альтернативная история, 21 век, 2017, русский язык, 20 век, история, Россия, новинка, политический роман, роман, революция, переосмысление

Previous post Next post
Up