У меня довольно сложные отношения с модернистской прозой... Модернистский "поток сознания" мне трудно воспринимать. Некоторые тексты затягивают (как "Орландо" Вирджинии Вульф), некоторые создают впечатление невнятной, тягомотной бессмыслицы, и я не могу их читать (как ее же "Миссис Дэллоуэй"). Вот "Осажденный город" затянул. И все же, даже когда читать увлекательно и текст вызывает много размышлений, у меня нет ощущения, что я до конца понимаю написанное. А есть ли вообще какое-то единственно правильное понимание?.. Может, его и нет? Или оно есть, просто я недостаточно сообразительна? :)
Мне эта книга навеяла такую аналогию: модернистские тексты - как стереокартинки. Вроде бы, сплошное нагромождение цветных пятен, линий, точек, но если присмотреться, то можно увидеть 3D-изображение, только нужно смотреть определенным образом. А можно даже увидеть на секунду, а потом раз, и всё пропало.
И это очень похоже на то, что происходит с героиней "Осажденного города".
У этой книги нет особого сюжета. Хотя с главной героиней, Лукресией, происходят какие-то события, но ее самое важное занятие - смотреть на мир. Лукресия смотрит на мир, и в первую очередь на город, и город возникает под ее взглядом.
"Она смотрела пристально. Ибо некоторые вещи существуют только под пристальным вниманием." - Ну точно как стереокартинки!
Существуют ли вещи, когда на них никто не смотрит? Стрёмный вопрос, от которого недалеко до сомнения в существовании объективной реальности :)
Впрочем, Лиспектор не уходит в наивный солипсизм. Определенно город не исчезает, когда Лукресия покидает его, и определенно существуют другие люди, и они смотрят на вещи по-другому.
А еще люди смотрят друг на друга, и вот тут всё ещё сложнее. Если люди создают мир своим взглядом, то что происходит, когда они смотрят друг на друга?
"Но не она одна видела. По правде говоря, мимо прошел мужчина и посмотрел на нее: у нее создалось впечатление, что он увидел ее тонкой и удлиненной, с крошечной шляпой на волосах - как в узком зеркале. Она смятенно взмахнула ресницами, не зная, какую форму предпочла бы; но ведь то, что видит мужчина, - это реальность. И, даже не почувствовав, девушка приняла форму, какую мужчина заметил в ней. Так вот и строятся вещи."
В нескольких сценах Лиспектор показывает разных людей глазами друг друга, и просто поразительно, насколько по-разному они видят ситуацию. Наверно, так и есть в реальной жизни...
А вот вопрос к читавшим: интересно, что вы увидели в этой книге? :) Если осилили, конечно.
Предыдущие посты:
1,
2