Собственно, автобиография убитой в 1992 году активистки составляет лишь небольшую часть этой книги, в остальном она представляет собой компиляцию речей и текстов Марии Элены Мойяно, сделанную ее подругой Дианой Милославич Тупак, дополненную также очерками об истории феминизма в Перу.
Мария Элена Мойяно - перуанская феминистка, причем, не "академическая" феминистка, а активистка, которая занималась решением различных проблем женщин на практике, жительница трущобного городка Вилья Эль Сальвадор.
Весьма интересная книга с точки зрения теории интерсекциональности - о практике феминизма в бедных странах, охваченных кризисом. В такой бедной стране, каковой является Перу, наиболее актуальная проблема женщин - выживание их самих и их детей. Бедность и безработица имеют гендерную специфику и делают женщин еще более уязвимыми.
Мойяно не только выступала против мачизма и гендерного неравенства, она создала фонд Vaso de Leche ("Стакан молока"), целью которого было предоставить каждому ребенку в ее городке хотя бы один стакан молока в день - это вопрос жизни и смерти. Среди ее проектов - материнские клубы, а также коммунальные кухни, где женщины совместно готовили еду, таким образом экономя на закупках и "подстраховывая" тех, у кого в данный момент нет возможности купить продукты, а также освобождали свое время, готовя посменно. Она организовывала здравоохранительные программы для женщин - просвещение в сфере контрацепции, вагинальных инфекций, обследования для выявления рака шейки матки. Женщины общины Вилья Эль Сальвадор, самоорганизовывались также и для других дел, необходимых для повышения качества жизни общины - убирали улицы, высаживали деревья, следили за тем, чтобы на местных дискотеках не распространяли наркотики и т.д. С одной стороны (и в книге об этом сказано), получается, что женщины взяли на себя, помимо домашнего труда еще много других обязанностей в общественной сфере, увеличив нагрузку, лежащую на их плечах. С другой стороны, Мойяно утверждает, что им это помогало чувствовать, что они действительно контролируют свою жизнь, и набираться опыта самоорганизации и демократических практик, которые они впоследствии могут применять в политической сфере. Сама Мойяно стала заместительницей мэра города после того, как заслужила большое уважение в своей общине. Баллотироваться на пост мэра она, однако, не решилась... Но надеялась, что впоследствии из этой среды выйдет много лидерок, которые займут места и в местной власти, и в парламенте, и в правительстве.
Кому же помешала Мария Элена Мойяно? Помешала она "Сендеро Луминосо", маоистской партизанской организации. Они сочли, что самоорганизация женщин и бедных людей вообще препятствует победе революции, что подобные инициативы служат "подушкой безопасности" для режима, смягчая недовольство граждан текущей ситуацией в стране. Как же, люди сами улучшают свою жизнь, не дожидаясь коммунистического рая!
Сперва ей угрожали и выдвигали несправедливые обвинения - якобы это она устроила взрыв в центре раздачи молока. Мойяно отвечала, что никогда бы не разрушила дело собственных рук, и очевидно, что взрыв сами же сендеристы и организовали. Она была не первой и не последней женщиной, убитой сендеристами, женщины-активистки были их излюбленной целью. Убили ее с особой жестокостью (привязали к ней динамит и взорвали), на глазах у толпы, в которой были ее собственные дети.
Вот такая печальная судьба лидерки из народа...