Уважающая себя женщина должна знать это, или информационная сегрегация и информационное обслуживание

May 13, 2014 19:24

Оригинал взят у cat_gekata в Уважающая себя женщина должна знать это, или информационная сегрегация и информационное обслуживание
"Каждая уважающая себя женщина должна знать это!" - правда, знакомая фраза? Сколько раз мы ее слышали за жизнь - сто, пятьсот, много тысяч раз? Слышали непременно от женщин, которым продемонстрировать свою искушенность в знании очередного сакрально-бытового бывает так важно. Предшествовать этой фразе или идти вслед может идти практически все, что угодно из того, что привычно соотносят с женской сферой. При этом значимость и полезность данной информации никакой роли не играет. К примеру, "оранжевые тени надо сочетать с ягодными оттенками помады", "изделия из тонкой шерсти нужно стирать отдельно", "чтоб каша была вкуснее, сначала нужно промыть крупу в теплой воде, чтобы вымыть крахмал", "чтоб ребенок быстрее научился читать, его необходимо давать продукты, богатые жирными кислотами...", "чтоб избавиться от жира на животе, необходимо 3-4 дня кардио-сессий в неделю при правильном питании" и подобное - до бесконечности.

Уважающая себя женщина точно знает, как правильно убирать квартиру (даже если у нее домработница). Она почти всегда умеет готовить (хотя бы в теории), у нее есть базовые знания по педагогике, потому что кто, как ни она, должна это знать - ей же в большинстве случаев предстоит заниматься с ребенком. Наконец, она всегда сама себе стилист и теоретик моды, фитнесс-тренер и диетолог, а заодно бессменный имиджмейкер мужа и деток, а по совместительству декоратор их общей квартиры. При муже, успешно продвигающемся в социальном плане, женщина может еще и совмещать обязанности коуча, офисменеджера и т.д. И это на фоне того, что в ее памяти размещены поистине бесценные сведения о том, что стеклокерамику нельзя мыть абразивными средствами, изделия из полиэстровых волокон нежелательно стирать при температуре выше 30 градусов, а колготки с рельефным рисунком плохо смотрятся с шелковыми юбками.

Откуда она все это знает? Тонны этой информации буквально подкарауливают повсюду, нежданно-негаданно выливаясь на голову из всего, что идет от производителей под тегом "женщина". Самые разные, энциклопедические и не слишком, сведения регулярно звучат из зомбоящика, таятся в интернете, на страницах женских изданий, в рекламных буклетах и на упаковках, и даже в совсем отвлеченных местах, куда женщины обращаются, чтоб развлечься или отвлечься от дел домашних - но не тут-то было, им всегда напоминают о том, что они "обязательно должны знать". При этом однобокость сведений маскируется их многообразием, но если присмотреться, то выяснится, что вся информация, впихиваемая обществом в женский мозг, вертится вокруг «киндер, кюхе, кирхе», с предсказуемым зигзагом в сторону красоты, здоровья, секса, подчиненным опять же, идее блага семьи, читай - мужчины. Вы что-то говорите про ее собственный профессиональный рост? Разумеется, это тоже ей полезно знать, и, возможно, у нее на это даже есть время и свободные мегабайты памяти.

Переполненный столь важной информацией ум женщины делает уловку в попытке ее охватить и систематизировать - и появляются сообщества типа flylady, где, перечитав еще несколько километров текста, можно научиться рациональнее, быстрее, экономнее и за меньшее время быть еще более лучшим девайсом. И потом дополнительно хранить в своих мозгах еще больше важных сведений о том, как именно им лучше быть. И вся эта информация нужна лишь для того, чтоб мультифункциональный девайс под названием "женщина" в очередной раз мог установить обновления - и почувствовать, что ее миссия по улучшению жизни ячейки общества, направленной на обслуживание мужчины семьи перешла на качественно новый уровень исполнения. Чтоб наконец-то, закончив все домашние дела, можно было откинуться в кресле у своего стилиста и наконец-то поговорить с ним об отличиях кератинового ухода от ламинирования волос, и что ей имеет смысл предпочесть. Или в подружкой за чашечкой кофе наконец-то поболтать, как следует носить в этом сезоне вещи с бело-голубым принтом, и кому из дизайнеров удалось лучше развить эту тему... И да, лето уже в самом разгаре, так что есть смысл обсудить, куда лучше поехать, чтоб продемонстрировать этот купальник из новой капсульной коллекции... В этот базовый набор тем могут попасть сплетни из жизни звезд, книги, фильмы, спектакли - но и там, конечно, нас ждет встреча с большинством из того, что не проходит тест Бехдель, что, естественно, автоматически удерживает женщину в рамках социализации и в строго отведенном информационном коридоре.

Так вот, про информационный коридор. Мы, женщины, хотим того или нет, заполняем свой ум одним и тем же набором социально-одобряемых информационных шаблонов с грифом "женское". Заполняем автоматически, и, разумеется, потому что сами этого хотели (с) (потому что хотеть другого социально небезопасно). Можете провести эксперимент - спросите у своей подруги (без экономического образования, поскольку образование сильно расширяет дозволенную нишу) что-нибудь о том, почему акции сургутнефтегаза так сильно упали на фоне роста остальных бумаг? Она в лучшем случае пожмет плечами. А теперь, в продолжении эксперимента, спросите что-нибудь из типично-женской информации у своего мужчины/родственника/друга. Не нужно мудрить, спрашивайте что-то общеизвестное, высший пилотаж нам не нужен, пусть расскажет, к примеру, последовательность варки борща или утюжки мужской рубашки. Насладились ответом?

А все потому, что мужской ум традиционно занят куда более важными вещами, чем вопросы быта. Зато думать за мужчин о том, как наиболее эффективно их обслужить - это не их, это наша почетная обязанность. Взамен за право обладать этой "уникальной" информацией мы платим тем, что "по собственной воле" лишены доступа к информации социально-значимой - и лишены потому, что обладание ею означает реальное воздействие на принятие тех или иных решений, оттого она превентивно вычеркнута из женского дискурса.

Социально-значимая, политически-значимая, экономически-значимая и тому подобная информация исторически не попадает в сферу женских интересов (я сейчас не говорю об отдельных исключениях, разумеется, есть и женщины-политики, и женщины-математики, но статистику мы все хорошо себе представляем). Женщин по сей день отсеивают на подступах в вузы, объясняя им, что для них "это не главное" (и давая квоты мужчинам), отсеивают на стадии научной работы, рассказывая, что "им детей надо рожать", наконец, ряд профессий просто исключен для женщин. Но это - та часть айсберга, которую мы видим на поверхности. Подводная же часть - это тот самый женский дискурс, в который извне не допускается ничего, кроме описания репродуктивного труда и "красоты", как главного женского интереса. Чтоб туда случайно не просочилась социально-значимая информация, женское информационное пространство переполняется конкретизирующей, но столь же стратегически бесполезной информацией, - в полный до краев стакан трудно налить что-то еще. Зато умы мужчин тем самым освобождаются от обилия рутинной информации, и держаться наготове "для глобальных свершений" (хотя глобальные свершения, опять-таки, под силу лишь единичным представителям мужского пола).

Итак, мы имеем тот факт, что дискурс, а так же набор понятий, представлений, сфер знаний, в которых можно мыслить женщине, можно артикулировать и быть понятой, жестко нормированы. Нормированы, разумеется, мужчинами под девизом "так исторически сложилось". И это положение поддерживается с двух сторон - и со стороны мужчин, и со стороны традиционно-настроенных женщин. Мужчинами - поскольку иметь дополнительные мегабайты памяти и безвозмездно обрабатывающий из процессор и удобно, и выгодно. Остается масса времени для других, более важных дел, и можно не забивать свой ум бесполезными фактами. Потому что информация о репродуктивном труде, как минимум, не является социально значимой. Женщинами - потому, что женщинам в большинстве своем страшно менять существующее положение вещей, ведь если перестать быть информационным придатком при мужчине, то это - минус одна опция в списке "как стать ему нужной". А в современном мире мужчины уже в достаточной мере оценили, что значит добровольная, безвозмездная и преданная женская любовь.

Ведь за каждым успешным мужчиной стоитлюбящая позволяющая бескорыстно присваивать ее труд женщина.

Образование, Мужские привилегии, Гендерные стереотипы, Женщины, Репродуктивный труд

Previous post Next post
Up