пресса «феминистского карандаша- 2» и различные мнения о выставке в социальных сетях

Nov 20, 2013 18:34

Оригинал взят у soglyadatay в пресса «феминистского карандаша- 2» и различные мнения о выставке в социальных сетях

Здесь собрана пресса и различные мнения о выставке женской социальной графики «Феминистский карандаш -2».

Пресса:

1. «5 выставок недели: коллекция Барышникова и женщина с карандашом», РИА НОВОСТИ
http://ria.ru/weekend_art/20131023/971209052.html

2. «Феминистский неформат», Елена Безрукова, рабкор.ру
http://rabkor.ru/culture/art/2013/10/26/fem

«Словом, когда проходишь по выставочному залу, понимаешь, насколько разным и многогранным может быть феминизм. Эти работы нельзя описать одним единым предложением, они одновременно лежат и в сфере глубоко личного и в сфере политического.»

3. «В России насилие - тоже в какой-то степени искусство», Мария Семендяева, Афиша
http://vozduh.afisha.ru/art/v-rossii-nasilie-tozhe-v-kakoyto-stepeni-iskusstvo/

«Эта выставка задумана так, чтобы подчеркнуть разные социальные проблемы, связанные с женщинами сегодня.»

4. «Фу! Меня аж перекосило» или реакции на выставку «Феминистский карандаш 2», Сююмбике Давлет-Кильдеева, Сноб
http://www.snob.ru/profile/27496/blog/66955

«Когда Матисс выставил на салоне независимых свою La femme au chapeau люди хохотали и сдирали краску.»


5. «Сотрудничество с государством - факт нейтральный», Ира, Ролдугина, газета.ру
http://www.gazeta.ru/culture/2013/10/24/a_5721981.shtml

«Сейчас, если думать о Pussy Riot, мне кажется очень логичным, что информационное поле вокруг них вернулось именно к тем темам, которыми мы занимались вначале, - к социальным проблемам жизни в тюрьме, к тому, как живут женщины в тюрьме, к конкретике социального исключения. Весь резонанс поменялся: уже кажется, что митинги в защиту Pussy Riot посвящены не конкретным медийным фигурам, а именно проблеме выживания в тяжелых для женщин условиях.»

6. «Институционализация протеста», Александр Колесников, aroundart.ru
http://aroundart.ru/2013/10/30/mediaudar-2/

«Некоторые из участниц «Феминистского карандаша-2», выдержав некую адаптацию, уже заняли место в биенальном движении и играют по этим правилам, некоторые - далеки от этого и говорят только на социальные темы, поэтому выставка получилось не совсем ровной. Она похожа на ультиматум, а не на пространство для диалога, при том, что именно за феминистками нет ни мощного движения, ни институциональной поддержки, ни винтовок, ни денег. И самое главное - в работах участниц нет заявленных организаторами МедиаУдара радикальных позиций.»

7. «Московские активисты нанесли удар», Юлия Дудкина, metronews.ru
http://www.metronews.ru/novosti/moskovskie-aktivisty-nanesli-udar/TpomjA---9DxY12JCrYjE/

«Например, Маша Иванова на выставке «Феминистский карандаш» представила комикс о девушке, которая из-за комплекса, навязанного в детстве родителями (они внушили ей, что секс - это стыдно и о нем нельзя говорить), подверглась насилию и никому не смогла рассказать о проблеме.»

8. «Гомофобам и сексистам вход запрещен. 18+», Марина Бочарова, Новая газета
http://www.novayagazeta.ru/society/60633.html

«За «комиксом» скрывается целая жизнь. Истории людей, которые не побоялись сказать о том, что пережили, вскрывают огромный пласт проблем современного общества. Основная - насилие над женщинами и их бесправие.»

8. «Что рисует феминистский карандаш?», Полина Васильева, РСД
http://anticapitalist.ru/kultura/chto_risuet_feministskij_karandash.html?utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitter#.UnDm0FOzn6R

«Гуляю по выставке «Феминистский карандаш - 2» со своим знакомым из левой политической среды. Поражает то, насколько преисполнены негатива его высказывания в отношении происходящего, работ художниц. В какой-то момент мне начинает казаться, что у нескольких мужчин около меня банальная истерика.
Они пытаются напиться, сбиваются в кучки, говорят о кастрации и называют женщин «бабами», «телками» и пр. нарочито громко, создавая ажиотаж, пытаясь вызвать скандал.»

9. «Ударники социального труда», Анна Толстова, «Коммерсант»
http://kommersant.ru/doc/2331927

«Словом, подавать этот девичий винегрет под соусом феминизма - значит работать на стереотип, будто девушек украшает все что угодно, от скромности до бриллиантов, но только не интеллект.»

10. «Пространство для женщин», Ольга Трусова, ОкаИнфо
http://oka-info.ru/news/article/18849/

«Девочки» стали гораздо дружелюбнее. Мне они очень понравились - такие простые и естественные в общение, откровенные. Рассказали, что в основном в проституцию подаются из-за безработицы. Часто нет образования, но есть маленькие дети, которых надо кормить. Меня поразило их несоответствие растиражированному образу проститутки.»

11. «Феминистский карандаш - 2», Ирина Соломатина, «Гендерный маршрут»
http://gender-route.org/articles/feminism/feministskij_karandash-ii/

«На мой взгляд, подобные инциденты продолжают быть приемлемыми, поскольку они остаются без внятных и явных как общественных, так и административно-правовых последствий. Известный российский социолог Борис Дубин считает, что нагнетание скандала, демонстративное нарушение приличий становится ведущим способом коммуникации в арт-пространстве тогда, когда в обществе, где резко разведены центр и периферия, идеологически жестко противопоставлены «высокая» и «коммерческая» культура, отсутствует сложная системы групп, сообществ, институций, которые опосредовали бы дистанцию между массовым уровнем и уровнем группы, центром/ми и периферией социума. В подобных условиях институциональных дефицитов и процветает демонстративная грубость, по принципу «наглость - второе счастье», которая может в разных контекстах не одобряться, но легитимность ее использования никто под сомнения даже не ставит.»

12. «Феминистский карандаш: У разделительной черты», Оксана Брюховецкая, ART Ukraine
http://www.artukraine.com.ua/articles/1640.html

«Казалось бы, все перечисленные выше темы - важные, актуальные, серьезные. Почему же этот скандал вокруг «женского» их представления? Почему в ответ на высказывания женщин им, как дули под нос, натыкивают на стенах «хуйки»? Кстати, все роли были разыграны идеально: патриархатное наводнение поднялось до второго этажа, где размещалась экспозиция, и просочилось между работ нарисованными на стенах «хуйками».

13. «Почему среди звезд современного искусства женщины - редкость?», Ника Дубровская, Частный корреспондент
http://www.chaskor.ru/article/pochemu_sredi_zvezd_sovremennogo_iskusstva_zhenshchiny_-_redkost_34185

«В результате такого подбора участников произошло странное для современного искусства смешение активисток и художниц, зрителей и организаторов.
Всем было, что сказать, исчезло обычное отчуждение, исчезла театральная рампа, отделяющая условного творца от условного зрителя.
Несколько нехудожниц высказали желание принять участие в Феминистском Карандаше- 3. Представьте себе нормальную современную выставку, на которой зрители начнут напрашиваться в участники! Это невозможно, неприлично, этого не будет никогда!»

14. «Стоп-статья Кто с кем ссорится в левом искусстве и почему так происходит», Глеб Напреенко, Александра Новоженова, colta.ru
http://www.colta.ru/articles/art/1049

«Проблема заключается в том, что, замкнувшись в безопасном пространстве своей выставки, эмпатия и сестринство сами превращаются в господствующий дискурс, репрессивно действующий по отношению к чужакам. Это неизбежно происходит, когда приходится отгораживать собственное пространство в агрессивной среде.»

15. «Взять на карандаш», Наталья Чермалых, Korydor
http://korydor.in.ua/reviews/1507-vziat-na-karandash

«Как кураторы, Плунгян и Ломаско не боятся работать с широкой палитрой техник, демонстрируя целый срез современного графического искусства: от классических техник - карандашных набросков Анны Звягинцевой, линогравюр Ирины Васильевой, акварелей Глюкли до городских трафаретов группы Жена и муралов Микаэлы, от компьютерной графики Koivo до масштабных фресок Марины Напрушкиной. Парадоксально, но именно такое многообразие пластических решений московское художественное сообщество воспринимает в штыки, называя то "стенгазетой", то "винегретом", то "супом из женщин". Агрессию вызывает и анонимное активистское высказывание: плакат казанской кибер-феминистки Хагры, посвященный женщине в спорте, за несколько дней до закрытия сорвали неизвестные.»

16. «Kunst im Gegenwind», Von Elke R. Steiner, tagesspiegel.de
http://www.tagesspiegel.de/kultur/comics/feministische-ausstellung-in-moskau-kunst-im-gegenwind/9026934.html

17. «Feminist Pencils (and Pens)», Von Elke R. Steiner, Words without borders
http://wordswithoutborders.org/dispatches/article/feminist-pencils

Отзывы участниц выставки:

Ильмира Болотян
http://ilmira-b.livejournal.com/152149.html?view=1205077#t1205077

Хагра
http://hagra.livejournal.com/398244.html

Ника Дубровская
http://nikadubrovsky.livejournal.com/1108696.html

Анна Репина
http://feministki.livejournal.com/3105775.html

Отзывы зрителей:

Феминистка Татьяна Сухарева, «Феминистский карандаш» Право быть собой»
http://maxpark.com/user/1991911612/content/2284699

Переводчик, музыкант Александр Умняшов, «Кропотливая алая жизнь в карнавальных застенках»
http://gileec.livejournal.com/135478.html

Феминистка, гражданская активистка Татьяна Болотина
http://shagirt.livejournal.com/81124.html

Феминистка, философ Ольгерта Харитонова, «Философский взгляд на «Феминистский карандаш - 2»
http://www.journal-ostrov.info/2013/11/06/philosopher_at_femcrayon-ii/

Левый активист, художник Антон Николаев, «Феминистский карандаш, мать его…»
http://art4ru.livejournal.com/382898.html

Галерист Марат Гельман
http://maratguelman.livejournal.com/3447054.html

Цитаты из Фейсбука:
Левый активист Сергей Решетин

«В течение нескольких дней посетил выставки «Голос улиц» и «Феминистский карандаш-2». С удивлением обнаружил, насколько же я недооценивал отечественный соц. арт. Конечно и там, и там встречаются проходные работы, где недостаток мастерства заменяет обилие слов, инфантильные работы («Голос улиц») или работ, где внимание настолько сфокусировано на политическом высказывании, что это уже не искусство, а нравоучение какое-то. Но именно, что «встречаются». Очень много мощных работ. Они-то и определяют общий уровень.
Как верно подметила Polina Vasileva, на «Фемкарандаше-2» как-то повально доминирует одна тема. Почти все работы своеобразный «каминг-аут» про пережитое женщинами насилие, унижение… Но, вообще-то, если посмотреть в динамике именно так и должно быть.
С одной стороны, меньшинство же участниц выставки хотят заниматься «чистым искусством», для большинства выставочный зал на Artplay - это всего лишь пространство, где удалось обустроится. И говорить они хотят не с тонкочувствующими арткритиками, обладающими способностью сознательно полностью игнорировать содержание выставки, чтобы порассуждать о принципах экспозиции. А со всеми, кто готов к диалог. А, наверное, проценту 90% готовых к диалогу, вот, совершенно не актуально современное искусство, а потому и вряд ли интересна рефлексия об его внутреннеинституциональном устройстве. Этим 90%, предположу, как раз содержание и интересно.
С другой стороны, стоит вспомнить, что было до. Был первый очень-очень небольшой, «Феминистский карандаш», который, если честно, выезжал за счет пары работ, одна из которых, вообще к женщинам отношения не имела - была про инвалида. А еще до, как говорят сами феминистки, не было вообще н-и-ч-е-г-о. Между вторым карандашом и первым невероятный шаг вперед.
А вопрос о безопасности, самозащите - это первый вопрос для любого социального движения.
В общем, еще несколько таких шагов и, того и гляди, у нас в стране феминистское движение появится.»
Критик, искусствовед Фаина Балаховская
«по материалам фантастической дискуссии о хуйках на феминистском карандаше, вдохновленная вопросом Victoria Lomasko "Рисуешь про проблемы женщин?" хочу увидеть выставку о проблемах забитых мужчин в стране властных матерей, воспитателей, учитилей, судей...»

Философ Оксана Тимофеева

С интересом слежу за полемикой вокруг выставки "Феминистский карандаш". Будут бить меня ногами, но, на мой взгляд, интервенция Саши Галкиной добавила этой важной инициативе необходимой двойственности и остроты. При всем моем критическом отношении к перегибам сепаратизма, развивающееся в России феминистское движение прогрессивно и уместно, учитывая, что общество наше сползает все больше и больше в болото, где цветут все виды шовинизма. Главное, о чем нашим феминисткам нельзя забывать - что за нами стоит богатая революционная история и марксистская традиция, и что огромные волосатые мужчины - это наши товарищи, а никакие не враги. Участие мужчин в феминистских проектах вообще ценно и незаменимо - об этом, например, свидетельствуют разнообразные гениальные трусы от Polina Zaslavskaya, книга Nikolay Oleynikov о сексе, и тд.

Арткритик Александра Новоженова

не только социально безответсвенная биеннале современного искусства может быть фестивалем света и культурного многообразия. социально ответственный артивистский медиаудар тоже может быть фестивалем, просто на этот раз очень правильного, очень хорошего, очень анархистского артивизма. до слепоты институционально неотрефлексированным субкультурным фестивалем.
мне, честно говоря, жаль, что феминистский карандаш не продолжил на второй выпуск свою сепаратистскую линию-- быть "одной из" веселых и хороших артивистских практик -- не лучший вариант для этой инициативы, по-моему. проблема в том, что фестиваль-- это конечно институциональное закрепление позиций, выход в люди, но одновременно это всегда проигрыш.
так что на этом фоне хуйки саши галкиной-- изящная фаллическая интервенция в происходящее-- немного нарушает это упоение воспроизводством собственных идеологически безупречных позиций.
извините меня, пожалуйста, за эти слова)))

Искусствовед Валерий Леденев

этот хамский жест можно объяснять как угодно - и интервенцией, и критикой упоения. Но по сути это как кинуть в прохожего огрызком и сказать, что критикуешь принятые нормы поведения - и удивляться, чего вам не нравится, вы же сами такие критичные. Очень жаль, что Саша Галкина так поступила, очень жаль
если честно, очень расстроился - главным образом потому, что подобные вещи, получается, можно позволять себе с полным сознанием собственной правоты и думать потом, что к тебе-то будут относиться иначе, твою работу портить точно нельзя. далеко так можно зайти

Художник Яков Каждан

насколько я понимаю, то что сделала Саша строго укладывается в продолжении scuola Бренер/Тер-Оганьян. Если это опять все для того, чтобы мы додумывали и раскрывали свою позицию в разговоре об этом жесте, ок. Я готов высказаться: мне кажется, что влиятельность этих фигур-отцов на сегодняшнее поколение молодых художников и, вероятно, также и художниц, очевидна. Жест этот буквально продолжает ту же мачистскую левую традицию 90х. С другой стороны, кто я такой, чтобы указывать Саши на то, что она делает? В плане человеческом, в смысле привода Николаева (это уж точно), я думаю, что она совершенно напрасно не поддержала Вику в этой совершенно прозрачной, уже ставшей общественной, ситуации.

Художница Мария Сумнина

вчера по неразумению попала в суп из женщин. сегодня добровольно
вощем что хочу сказать по первому пункту - цените художники, что мы живем в ритме совершенно не пересекающемся с основным населением. потому что там - суп.

Философ Кирилл Чунаев

«ТИХИЙ ФЕМКАРАНДАШ»
Мечта исполнилась, и я наконец-то смог вчера, в последний день медленно и вдумчиво просмотреть всю выставку, находясь большую часть времени в полном одиночестве и почти полной тишине. Только в таком режиме мне по-настоящему комфортно воспринимать что-то. Кроме того, беглый осмотр в конечном счёте был бы неуважением к художницам согласно той планке, которую я сам для себя установил.
Полное погружение заняло, кажется, порядка двух часов. Изредка кто-то поднимался на второй этаж, но в основном было тихо и спокойно. Вероятно, я был последним посетителем - когда уходил, в здании оставались только рабочие, демонтировавшие «Голландский протест» на первом этаже.
Все без исключения работы понравились, каждая по-своему. Желания что-то пропускать совсем не возникало. И в процессе осмотра, и сейчас очень много эмоций и мыслей. Некоторые работы вызывают у меня особые чувства, так как отсылают к известному и знакомому опыту, - при одиноком соприкосновении иногда сильно хотелось расплакаться, но что-то удерживало (наедине с собой я иногда плачу так, что не могу остановиться). Не буду, наверное, здесь конкретизировать, потому что не готов пока публично говорить о таких личных моментах.
Выставка очень мощная как в идейном, так и в художественном плане - что бы там не думали некоторые люди с первого этажа. И то, и другое гармонично сочетается. Выражаю огромную благодарность кураторкам и всем художницам! Это НАСТОЯЩЕЕ искусство, вызывающее НАСТОЯЩИЕ чувства. Такая выставка очень важна для всех нас, и я надеюсь, что в будущем она будет становиться только лучше и больше.
Фотографий «Трусов» на первом этаже почему-то уже не было. Странно… Никаких новых актов вандализма на втором этаже мной не замечено - всё на месте, включая восстановленную работу Хагры и даже пресловутые «хуйки».
Под взгляды рабочих я покинул здание. Жизнь продолжается.

Выставки, Талантливые женщины, Феминизм, Искусство

Previous post Next post
Up