Feb 27, 2018 22:47
Свершилось! Криво-косо, но спустя 26 лет Наши стали олимпийскими чемпионами по хоккею.
Ну какие они тебе “Наши”, многие меня спросят. Тебе, у которого за спиной почти 30 лет жизни далеко за пределами СССР/России, человеку, которого подташнивает от новостей с далекой Родины, который в принципе согласен с нашумевшем недавним высказыванием одного актера, мол Россия это страна силы, наглости и хамства.…
Наши? Ваши, это вон, Израильтяне, которые уже 70 лет пытаются попасть мячиком по воротам. Или, Ваши - это американцы, с голливудскими улыбками, так что не надо примазываться, мол Наши победили…
И наверное, по сути, будут правы - спорить не буду. Но в моем случае, “Наши” остались только в хоккее, и тут уже ничего не поделаешь.
Для меня хоккей начался в далеком детстве, Как только выпадал снег, клюшки, шайбы, ворота из портфелей или больших снежных комков были атрибутами почти каждого двора в нашем городе. В некоторых дворах были коробки, которые заливались льдом, и туда уже добавлялись коньки, но большинство все равно гоняло шайбу на проезжей части перед домом, нехотя пропуская машины и внимательно следили, чтобы те не наехали на снежные “штанги”. Главное, чтобы на нашем “поле” было освещение, т.к. зимой темнело рано, а играть во мраке и искать шайбу, юркнувшую в сугроб - дело пропащее (шайбы торжественно находились ближе к марту-апрелю, когда таял снег).
На фоне тотального дефицита, нашей фантазии не было границ. Мы сами делали себе щитки, пришивали на пальто номера, терпеливо стояли у батарей и загибали крюки у клюшек, чтобы легче было метать шайбу. Мне всегда не везло с клюшками, т.к. я играл правым хватом (для левши), а в СССР видимо считали, что все люди правши, и выпускали клюшки исключительно с левым хватом. Но зато, когда мне по блату, через начальника нашей Казанской команды, подарили клюшку Мастер с правым хватом, мне завидовал весь двор. Эта клюшка прослужила мне не одну зиму.
Это были 80-ые, когда на весь мир гремела сборная СССР по хоккею. Мы только по рассказам слышали о чудо-серии в 72-ом с канадцами, мы смутно помнили подвиги Харламова, но четко знали, что это наша икона в хоккее. Мы росли на хоккее пятерки Ларионова, на голах Макарова и Крутова, на первых пасах Фетисова и вертушках Касатонова, на пятерках Быкова, Семака, убойных бросках Татаринова, и на чудесах вратарей - Третьяка, Белошейкина, Мышкина и Мыльникова. Это были наши кумиры, они почти никогда не проигрывали, и в каждом дворе шли серьезные баталии уровня нашей сборной. Нас приучили, что Наши сильнее всех и точка. Главным соперником были Чехи, с молодым Гашеком, Ружичкой, и я никогда не мог понять, почему отец всегда отдавал им предпочтение (про 68-ой год нам доходчиво рассказали позже). Впрочем, нам, мальчишкам 10-12 лет, было неинтересно вникать в дебри истории и политики. Нас куда больше волновали другие вопросы, почему Третьяк так рано завязал (вопрос поднимался всегда после какого-нибудь поражения сборной), или когда уже наконец-то выйдет в высшую лигу наша местная команда, СК имени Урицкого? Из года в год Казанцы лидировали в первой лиге, но в переходном турнире сливали всем подряд. Одним словом, зимой мы жили хоккеем и фигурным катанием, а точнее тем, что крутили по ящику. Хоккейные матчи сборной отменяли домашнее задание, и это уже был семейный ритуал, когда мы с дедом, бабушкой и мамой, садились у телевизора, нервно грызли семечки и срывали голоса от забитых и пропущенных голов. И не было эмблемы круче, чем снеговик турнира на приз Известей.
В 87-ом году был очередной кубок Канады. И тут многое поменялось в нашем восприятии. Нам показали НХЛ-овцев, великих Грецкий, Марио Лемье (что-то завораживающее было в его имени), Пола Коффи, Гранта Фюра, Марка Мессье и других монстров НХЛ. Я смутно помню сам турнир, но помню общий восторг во дворе, что это совсем другая игра, скорости, накал и сумасшедшие голы (а точнее то, как канадцы праздновали их). НХЛ-цы тогда выиграли в финале дважды из трех игр, где каждая закончилась со счетом 6:5, и уже во дворе у нас были свои Фюры, Грецки и Лемье.
Занавес открывался все шире и шире, а вместе с ним и глаза на правду. Оказалось, что наши любители-хоккеисты не такие уж и любители. Что здоровые мужики, кумиры всей страны, сидят на сборах безвылазно, тренируясь с утра до ночи, и должны, как дети, отпрашиваться у тренера сходить домой. Это было дико все узнавать (по крайней мере мне), и я всей душой радовался, когда Могильный сбежал в НХЛ, или когда Фетисов, Макаров и Ларионов выступили в программе Взгляд, где рассказали правду своего бытия. Впрочем, про тот период уже столько всего написано, хорошего и плохого, повторяться не буду. Лично для меня это был период смелых открытий, жажды перемен, как в политике, в музыке, литературе и в спорте.
Ну и конечно, самая главная перемена была году в 89-ом, когда хоккейный бог услышал наши многолетние молитвы и наша команда наконец-то вышла в высшую лигу. Ну а когда они в Москве обыграли сам ЦСКА в начале сезона, нашей мальчишеской радости не было предела, но это было недолго, т.к. последующие игры мы продували всем подряд. Несмотря на это, команду в городе любили, и стадион заполнялся всегда, чтобы воочию посмотреть на игру настоящих звезд их ЦСКА, многочисленных Динамо, Сокола, СКА, Спартака, Трактора, Крылышек и Торпедо. В те годы, никто и не верил, что Казань станет одним из центров российского спорта, и наш СК Урицкого (он же Итиль и Ак Барс) станет не раз чемпионом России, но это потом, а пока во дворе каждый знал, кто такой Столбун и Абрамов.
Для меня хоккей закончился в 91-ом, когда мы уехали в Израиль. Газету Советский Спорт купить было негде, до интернета оставалось еще пару лет, ну а в Израиле освещали исключительно футбол и баскетбол. Других видов спорта здесь не признавали. Среди новых знакомых, таких же репатриантов, как и я, было немало любителей хоккея, и мы душевно рассказывали друг другу о хоккейных успехах прошлых лет и с интересом слушали новости о хоккее от новоприбывших. В 94-ом году произошло маленькое чудо, спортивный канал Израиля начал транслировать матчи плей офф НХЛ. Игры показывали ночью, но меня это не останавливало. Было очень непривычно увидеть, как вчерашние партнеры из ЦСКА/Динамо/сборной СССР рубятся друг против друга, при этом играя плечом к плечу с Лемье, Мессье и Грецки. Я долго не мог понять, за какую команду болеть в НХЛ, но потом поймал себя на мысли, что болею за Наших в любой команде. Я болел за Макарова и Ларионова в Сан Хосе Шаркс, я болел за Буре в Ванкувере, за Могильного в Баффало и за Ковалева в Рейнджерс. Плей офф НХЛ 94-ого года был первым и последним, который Израильтяне транслировали. Видимо, они просекли, что спрос на хоккей не высокий, и поэтому быстро переключились на показ постановочных боев без правил.
Три года армии напрочь отключили меня не только от хоккея, но и от всего, что происходило в мире. Хоккей для меня вернулся в 98-ом, когда была олимпиада в Нагано и первый раз собрались НХЛ-цы. Мы сидели перед телевизором, с дедом и с мамой, и болели, как в детстве, за Наших. Та Олимпиада была особенной, убойный состав у всех стран, феерические 5 шайб Буре финнам в полуфинале, непробиваемый Гашек у Чехов (все тот-же Гашек) и обидное, но серебро на самой сильной по составу олимпиаде. С тех пор, я всегда ждал Олимпийские игры и по инерции болел за русских. К сожалению, болеть становилось каждый раз больнее. На чемпионатах мира русские раз за разом пролетали мимо медалей, то же самое на олимпиадах, хотя и в 2002 и в 2006, русские давали бой соперникам. Впервые за много лет всплеск положительных эмоций был в 2008-ом, когда в овертайме, в финале Россия-Канада, Ковальчук забил золотой гол, где у руля стоял Быков, первый нормальный и адекватный тренер. Ну а потом, все были в ожидании от убойной команды России медалей на Олимпиаде в Ванкувере, но увы, она с треском продула канадцам в четвертьфинале. Потом был такой-же “успех” в Сочи. Канадцы доказали, кто в этом спорте хозяин. После кубка мира в 2016-ом, стало еще понятно, что у русских нет резерва (особенно в защите), и как результат в полуфинале (куда вышли чудом), канадцы в очередной раз показали, кто чего стоит.
И вот, последняя Олимпиада. НХЛ послала всех в зад, и правильно сделала. Зачем им останавливать чемпионат, чтобы Кросби и Ко опять доказали, что они самые сильные? Они уже все доказали, так что русские должны были спасибо сказать за такой подарок. И они им воспользовались, доведя в финале до инфаркта 75% болельщиков, но фортуна все-таки решила улыбнуться русским и они взяли наконец-то золото (спасибо Павлу Дацюку, без которого эта команда была никакая).
Тут, вроде, пора себе честно признаться, ну плюй на этих русских, сколько можно за них болеть? Ты любишь хоккей, ходи в свое удовольствие на матчи НХЛ, уровня круче не бывает. Но несмотря на все это, где-то в глубине души, ты все равно продолжаешь отслеживать только русских хоккеистов. И я знаю почему. Потому что только у них есть какое-то необъяснимое умение творить чудеса на льду, и видимо из-за таких, как Дацюк, или Кучеров, я еще долго буду тупо болеть за русских в хоккее и называть их Наши.