(c)
http://www.kinopoisk.ru/blogs/express/post/4315/ Китайцы традиционно отмечают свой Новый Год в феврале. Если кто не заметил, последний приключился буквально пару недель назад, в ночь со среды на четверг.
Где Новый Год - там и каникулы. Где каникулы - там много еды, безделья и пугающего непонимания на что можно потратить свободное время. В результате, все рестораны и кинотеатры Гонконга плотно расписаны уже за несколько недель до праздников. Даже самые плохие. И фильмы на китайский Новый Год выходят в прокат примерно такие же, что и у нас. Веселые, оптимистичные, жизнеутверждающие….. сделанные на скорую руку. Халтура, одним словом.
Разница лишь в том, что в нашей стране новогодние комедии снимают, например, Enjoy Movies, а в Китае - Джонни То и Вон Карвай. Ребята тоже, честно говоря, халтурят, но есть определенная разница.
По этой причине в этом выпуске четыре гонконгских фильма из «новогоднего» пула 2002 года от известных режиссеров и продюсеров.
05. Дух фатчоя / Fat Choi Spirit
“Фатчой” - китайский аналог салата “оливье”. Обязательное блюдо на новогоднем столе каждого уважающего себя китайца. По вкусу, говорят, напоминает фунчозу, хотя готовят это блюдо не из стеклянной лапши, а из специальных черных водорослей, растущих в Монголии. Причина особого праздничного статуса фатчоя - не вкус и не запах, а фонетическая схожесть названия с пожеланием здоровья, богатства и процветания.
Джонни То, который назвал свой очередной опус Fat Choi Spirit поступил чертовски хитро. Тема заявлена в полный рост, теперь можно больше не париться и смело “выбрасывать елку”.
В итоге, ничего прямолинейно новогоднего в фильме и нет.
Главный герой - его играет Энди Лау - профессиональный игрок в маджонг. Несколько лет назад из-за своей азартной привычки он разорил собственное семейство, но потом встретил девушку, которая принесла ему удачу, и теперь выигрывает раз за разом. С девушкой, правда, у них не все окей. Джиджи - стопроцентная яндере, посему Энди заявил, что женится на ней только если она сама перевоспитается.
Сюжет в фильме очень условный. Многие сцены сняты практически с первого дубля, пусть и изобретательно. Для полного цинизма - актеров зовут как в жизни (Энди, Джиджи и тд). Но профессиональная химия в кадре при этом очень густая, а уж особенно когда в сцене появляется Лау Чин-ван. Звезда Безумного детектива играет здесь главного антагониста. Избалованного и эгоистичного сынка местного маджоньего авторитета. Еще вдобавок помешанного на хипхоп-культуре.
Цепи, голда, шапочка. Вылитый Фёдор Бондарчук.
06. Китайская одиссея 2002 / Chinese Odyssey 2002
Жили-были в средневековом Китае брат и сестра (Тони Люн и Викки Чжао). Были они непобедимыми воинами и известными хулиганами, поэтому все их боялись и никто с ними не дружил. Тем временем, возраст у брата с сестрой был уже вполне брачный, поэтому когда на пороге харчевни, где столовались сиблинги, появился прекрасный незнакомец, брат сказал, что он обязательно станет мужем для его сестры.
Брат задружился с будущим зятем, стал с ним регулярно выпивать и говорить о вечном, не подозревая о том, что прекрасный незнакомец, на самом деле, незнакомка. Родная сестра императора, сбежавшая от скуки из дворца.
Вон Карвай и Джефф Лау очень много работали вместе. Если один снимал кино, то второй обычно выступал на проекте в качестве продюсера. И наоборот. Симбиоз у этой парочки выходил всегда очень странный, если вспомнить, что Карвай - существо беспредельно серьезное, а Джефф все больше шутник и балагур.
Например, в далеком 1994 году Вон Карвай подписался экранизировать знаменитое фэнтези Юн Цзина и снял картину Прах времени. Джефф Лау параллельно с ним снял собственную комедийную версию этой истории. И даже с тем же самым актерским составом, хотя актеры у Лау для пущего абсурда поменялись своими персонажами
Леголас стал Бильбо Бэггинсом, Гэндальф - Галадриелью.
Китайская одиссея 2002 года - апогей совместного творчества Джеффа и Карвая, поставивший символический маркер в их истории. Все, что было потом в карьере и того, и другого - бледные самоповторы. Китайская же одиссея - очаровательный, милый и бесконечно симпатичный ромком, где фанаты вышеназванных авторов с легкостью найдут и оценят тени цитаты из Чунгинского экспресса и прочей метаклассики.
07. По второму разу / Second Time Around
Еще один фильм Джеффа Лау.
Тоже из “новогодней” породы, но только снятый уже для студии Джонни То - Milkyway Pictures. И что особенно забавно - на деньги Чарльза Хеуна. Легендарного босса триад, сыгравшего ключевую роль в франшизе Бог азартных игроков.
И в качестве продюсера, и в качестве исполнителя роли Брата Лунгву..
Фильм, честно скажу, плохой, откровенно неудачный. Авторы сами это прекрасно понимали, поэтому полгода не решались выкинуть его в прокат. Выпустили только под новогодние праздники, догадавшись, что лишь в этом случае остаётся надежда отбить расходы. Пусть и подмочив собственную репутацию.
Фильм, повторюсь, неудачный, но из песни слова не выкинешь. Если вы любите гонконгское кино - придется ворчать, но смотреть. Причин - несколько. Во-первых, перед нами продукция от Milkyway. Во-вторых, долгожданный дуэт Экина Чена и Сесилии Чеун. В-третьих, напарника главного героя играет выросший китайчонок из второго фильма про Индиану Джонса - Джонатан Ке Куан. Его, кстати, единственная роль в Гонконге. В-четвертых, фильм снят в жанре time travel, к которому лично я испытываю некоторую слабость.
Два слова про сюжет. Два профессиональных крупье - Экин и Джонатан - решают без спросу позаимствовать деньги из сейфа в казино, где работают. Парни рассчитывали сгонять на эти бабки в Вегас, по-крупному выиграть, а потом незаметно вернуть украденное назад в сейф. Облом. Все деньги оказываются спущены за игральным столом. Что еще хуже - на обратной дороге машина с героями переворачивается. Когда Экин выходит из комы, он узнаёт, что их спутница погибла, а напарник был явно убит ударом в затылок. К счастью, в руки крупье-неудачника случайно попадает странный артефакт, позволяющий путешествовать на несколько дней в прошлое.
Джефф Лау в этом фильме явно халтурит (и как сценарист, и как режиссер), но интересные штуки все же встречаются. Например, дьявол, который приходит к героям за карточным столом в образе сусального Иисуса.
08. Золотая цыпочка / Golden Chicken
Кино не новогоднее, но рождественское. Не легкая комедия, но очень хитрая драма, тонко балансирующая между пошлым фарсом, слезливой мелодрамой и ностальгической социалкой.
В качестве продюсера - еще один столп гонконгского кино в лице Питера Чана.
Фильм начинается в кабинке ночного банкомата, где на женщину, пытавшуюся снять с карточки наличность, нападает грязный бомжик с заточкой. Женщина говорит бомжику, что денег на счету нет - она лишь хотела в этом лишний раз убедиться. Бомжик женщине не верит, кричит на неё, но потом внезапно щелкает замок и оба - и женщина, и грабитель - оказываются заперты внутри кабинки. Спешить больше некуда, и героиня начинает рассказывать случайному соседу печальную историю своей жизни. Она - проститутка, за плечами которой 25 лет в профессии. Повидала многое, но счастья так и не нажила.
25 лет в профессии - это 25 лет из жизни Гонконга, показанные изобретательно, со знанием темы, а также с легкой ностальгической грустью. Вот, весь город сходит с ума от Чоу Юн Фата. Вот, появились первые мобильники, первые караоке-бары и первые проститутки с континента - клятые “северные”. Вот, к героине случайно приходит на массаж её кумир Энди Лау (эпизод адски напоминает хрестоматийную историю “Волобуев и Азия Ардженто”).
Некоторых зрителей тема проституции, заявленная уже в названии (“золотая цыпочка” - игра слов из имени героини и профессинального жаргона) может смутить, но если они все же победят в себе ханжу, то увидят одну из лучших женских повестей в истории восточного кино. Нет, главная героиня - не томная гейша и не жертва обстоятельств, но при этом чертовски трогательный образ. Сандра Нг, возможно, единственная гонконгская актриса (а в Гонконге, поверьте, всегда есть из чего выбрать), которая способна быть larger than life, тащить на себе фильм с первой и до последней сцены, отыгрывая самые неприятные и вульгарные стороны своей героини.
Море призов, два сиквела, золотой фонд гонконгского кино.