Лучший фильм в карьере Пола Андерсона. А также еще и лучшая экранизация Дюма за последние лет 20-30. Имеет ли этот балаган хоть какое-то отношение к нормальному человеческому кинематографу? Нет, ни малейшего. Перед нами лютая голливудская вампука с фейлами на всех уровнях и без грамма постмодернистского юмора. Другое дело, что создателя этой вампуки нечеловечески прет - от себя, Миллы Йо, фильмов Цуя Харка, одноглазого Микелсена - и, несмотря на почти полную профессиональную непригодность, ему удается передать этот драйв по кругу. В прежних фильмах режиссеру обычно хватало этого драйва минут на 5-10, но в “Мушкетерах” бонг у Пола почти вечный. В результате, фильму можно влепить любую оценку от единицы до пяти, и никто не будет спрашивать, почему так и не иначе.
Представьте себе, экранизацию Дюма на сплаве вуксии и стимпанка. Не буду пересказывать сейчас весь фильм, просто опишу самое начало.
XVII век. Франция и Англия находятся на пороге эпической войны. Четыре французских ниндзя - Атос, Портос, Арамис и Миледи - проникают на территорию секретного германского завода, где Габсбурги разрабатывают самые настоящие боевые дирижабли. Французские ниндзя похищают секретные чертежи “цеппелина”, но в последний момент Миледи предпочитает отравить товарищей клофелином и перейти с добычей на сторону англичан.
Главный злодей фильма, не поверите, Бэкингем. Этакая харизматичная анимешная сволочь, изобретатель и авантюрист. Рассекает по Европе на своем воздушном корабле, демонически смеется, играет с Миледи в постели в ролевые игры. Ключевая сцена фильма - прибытие Бэкингема в Париж. Все помнят эту сцену из книги. Британский резидент ныкается ночью по закоулкам среди головорезов и блядей. У Пола Андерсона эта сцена выглядит совершенно иначе. Людовик XIII и Ришелье проводят во дворце какую-то очередную вечеринку, когда небо вдруг неожиданно темнеет и дворец накрывает тень гигантского дирижабля. Сначала с неба падает якорь, потом несколько штурмовиков в кожаных мундирах, после чего, аки Вейдер, из люка выходит ухмыляющийся Бэкингем.
Любопытно, что при столь безумном полете фантазии режиссер и его сценаристы очень бережно и тонко обращаются с книгой. Гораздо более тонко, чем команды Хайямса и Херека. Некоторые нюансы вызывают у меня даже подлинный восторг. Вы помните, в оригинале Дюма были проблемы с этической стороной происходящего: королева спит с Бэкингемом, королевские мушкетеры покрывают измену и вообще ведут себя в Париже словно гопники. Из фильма Андерсона все эти мелкие подлости аккуратно вычищены. Ришелье хочет привести страну к войне, чтобы получить полномочия военного диктатора. История с подвесками - прекрасный повод, чтобы сорвать брак Людовика и Анны, выставить в глазах общественности Людовика полным бакланом, а заодно увеличить в массах антианглийские настроения. К слову, история любви Людовика и Анны - самая трогательная сюжетная линия фильма, очень неожиданная и симпатичная.
И подобного “переосмысления” - тонны. Д’Артаньян встречает трех мушкетеров, чтобы биться с ними на дуэли, но поединок остановлен появлением гвардейцев Жюссака. “Я вынужден вас арестовать, господа, за дуэль с несовершеннолетним”. Дуэль с несовершеннолетним - и никаких проблем. К тому же, в этот момент все четверо не состоят на государственной службе. Еще Тиль Швайгер играет германского изобретателя Калиостро. У него две сцены в фильме: в первой ему ломают нос, во второй - смывают потопом из канализации.
Лучший персонаж в фильме, как и следовало ожидать, Рошфор в исполнении Мадса Микелсена.
Д’АРТАНЬЯН: Вы хотите победить меня в честном поединке?
РОШФОР: (доставая пистолеты) Ну что вы, сударь. Просто победить.