Тезис о творчестве

Oct 30, 2012 21:19


Создание чего-то нового является побочным эффектом осмысления уже известного. Творчество само по себе не требует новизны творения. Новизна возникает или не возникает в результате комбинирования известных идей, их трактовок и критики.

Умберто Эко в Заметках на полях «Имени розы» говорит читателю: «…писатели знали всегда и всегда твердили нам: что во всех книгах говорится о других книгах, что всякая история пересказывает историю уже рассказанную». Возникает вопрос. Зачем же рассказывать известные истории, если их и так уже рассказывают?

Затем, что существует потребность творчества. Острая необходимость давить на клавиши, перо или хотя бы диктовать. Чистый лист бумаги на столе, новый документ в текстовом редакторе. Нет ещё ни названия, ни темы. Есть только острое желание высказаться. Оставить материальный след своей мысли.  Все люди сталкивались с таким. Я говорю это, прекрасно зная, как мало следует доверять высказываниям, содержащим «все», «общеизвестно», «очевидно».

Существуют две абстракции, неотступно преследующие человека. Мы не сталкиваемся с ними в реальной жизни, с трудом можем объяснить, что понимается под этими терминами, однако употребляем их каждый день. Это термины «ничто» и «бесконечность». Их иллюстрирует чистый лист бумаги, который всё терпит и который открывает двери, являясь одновременно бесконечностью и пустотой.

Религиозная идея существования демиурга - наиболее полное выражение потребности творить. Сначала было слово, потом родился священный текст. Открывались новые сюжеты, новые характеры. Стали появляться толкования, полемики, пересказы, парафразы. Целый мир внутри атомного ядра слова.

Открытие историй напоминает эпоху Великих географических открытий. Сначала людям казалось, что мир бесконечен и имеет сложную форму. Путешествие Магеллана, успехи картографии, этнографические экспедиции, колонизация, развитие транспорта сделали мир очень маленьким. Что-то подобное произошло и с искусством, когда определился некоторый круг тем, которые и разрабатываются всё время. Дошло даже до заявления Борхеса, что историй всего четыре. Правда, у каждого своя четверка, но это уже область интерпретаций, которые при правильном оформлении тоже творчество.

Другой вопрос. Зачем читать уже известные истории? Затем, что хочется уточнить детали. Они ведь как люди. Скелет у всех одинаков, но какие разные на вид. Мы все одинаковы, но каждый по-своему. Писатели пересказывают нам разными языками и словами одни и те же старые выдумки, а мы не бросаем читать.

Если среди людей выделить множество «читатели», то множество «писатели» обязательно окажется его подмножеством. Писатель с пером столь же органичен, как и писатель с книгой. В многочисленной литературе о пользе чтения лейтмотивом проходит мысль, что читатель должен усваивать прочитанный материал. Понимать мысли, уметь оппонировать и дополнять их, видеть канву повествования. А критерием выполнения этих требований является умения изложить результаты чтения на бумаге.

Рядовые читатели являются личинками писателей. Кто-то разовьется, кто-то нет. Глобальный процесс связывания слов в предложения представляет собой круговорот «прочитал-написал-прочитал».

Творчество - это процесс освоения, переложения чужих слов на свои.
Previous post Next post
Up