Замок Шамбор. Часть вторая

Apr 05, 2013 10:34

Оригинал взят у smarty_yulia в Замок Шамбор и антимонархическое решение графа Шамбора.
В первой части я рассказала про историю замка, и показала его архитектуру. В этом посте будут фотографии интерьеров замка. История замка Шамбор неразрывно связана с Генрихом (Анри), герцогом Бордоским, который известен как граф де Шамбор. Родился он в 1820 году. В 1821 г. устроена была национальная подписка, которая дала Генриху, тогда ещё ребёнку, замок и владение Шамбор, по которому он и стал называться графом Шамбор. Но известность графу принесло его неожиданное решение 1873 года, когда несмотря на благоприятные предпосылки и ситуацию в стране, он отказался от трона и реставрации монархии во Франции.






Граф Шамбор в своём замке практически не бывал. Сначала он жил в Шотландии, а потом большей частью в Австрии, откуда предпринимал путешествия не только по Европе, но и по Азии и Африке.







В 1841 г. несчастный случай(падение с лошади) сделал его хромым.





В 1846 г. он женился на принцессе Марии-Терезе-Беатриче, дочери герцога моденского Франциска IV, эрцгерцогине австрийской (Эсте), сходившейся с мужем в преданности св. престолу и идее легитимной монархии. Детей у них не было.







Французские легитимисты (легитимизм - политическая теория во Франции, признающая историческое право династий на решение основных принципов государственного устройства) совершали паломничества к графу Шамбор.





30 августа 1850 года граф Шамбор выпустил так называемый "висбаденский циркуляр". В этом акте граф сурово осудил систему обращения к народу и признание народного суверенитета, как заключающие в себе "отрицание великого национального принципа наследственности монархии". Сохраняя за собой общее руководство политикой легитимистов, граф Шамбор назначил своими поверенными во Франции герцога Леви, генерала Сен При, Беррье, маркиза Пастора и герцога Кар.









Когда установилась вторая империя, граф Шамбор высказался не только против участия легитимистов в выборах и против их вступления в палату (ссылаясь на требовавшуюся от депутатов присягу, не совместимую, по его словам, с верностью законному королю), но и против занятия ими выборных должностей в департаментах и городах. Против такой политики воздержания возражали многие легитимисты.







После падения империи граф Шамбор поселился в Швейцарии, поближе к Франции. Когда выборы в национальное собрание 1871 г. дали большинство роялистам, положение графа казалось очень благоприятным. Летом 1871 г. граф Шамбор тайно под именем графа Меркера посетил Францию. 6 июля он опубликовал манифест, в котором изложил вполне либеральную по духу программу своего будущего правления. Она могла бы удовлетворить орлеанистов, если бы не одно условие - сменить государственный флаг Франции с трехцветного на белый. В обоснование этого требования граф Шамбор заявил: "Франция, - говорил он, - призовет меня, и я приду к ней с моей преданностью моим принципам и моему знамени... Единственная жертва, которую я не могу принести ей (родине), это пожертвование моей честью... Я не позволю вырвать из моих рук знамя Генриха IV, Франциска I и Жанны д'Арк... Французы, Генрих V не может отказаться от белого знамени Генриха IV. Он развевался над моей колыбелью, и я хочу, чтобы он осенял и мою могилу". Это не было обычным упрямством или капризом - трехцветный флаг являлся символом революции конца XVIII в., глубокую антипатию к которой граф Шамбор перенял от старшего поколения Бурбонов.







Но последствия нетрудно было предвидеть, ибо этот флаг, признанный и республикой, и империей, и монархией Орлеанов, давно уже приобрел значение не политического, а национального символа. Вряд ли французы могли простить пренебрежительное к нему отношение, тем более что поражение в войне с Пруссией обострило их национальное чувство. Словом, соглашение между Бурбонами и Орлеанами сорвалось.








Два года прошло в бесплодных переговорах между легитимистами и орлеанистами, пока угроза со стороны быстро прибавлявшей в весе республиканской оппозиции не встряхнула их. В мае 1873 г. они добились избрания бывшего маршала империи легитимиста Мак-Магона президентом республики, рассчитывая с его помощью осуществить монархический переворот.









5 августа граф Парижский посетил Фросдорф, чтобы засвидетельствовать свои верноподданнические чувства графу Шамбору как единственному законному претенденту на королевскую корону. Таким образом слияние состоялось, хотя при свидании нe было политических разговоров. Восстановление монархии казалось вполне подготовленным.





Сообщение о посещении Фросдорфа графом Парижским взволновало французов. 4 октября парламентское большинство образовало комиссию из 9 человек. Комиссия выработала формулу примирения обоих претендентов: "Трехцветное знамя сохраняется. Его можно изменить лишь с согласия короля и национального представительства". Эту формулу Шенелон и повез на одобрение графу Шамбору. 14 октября претендент подписал следующее заявление: "Граф Шамбор оставляет за собой право предстать перед страной и выслушать ее решение, выраженное устами ее представителей, которое было бы совместимо с его честью и которое удовлетворило бы Собрание и нацию".
Шенелон немедленно сообщил политическим друзьям о полном успехе своей миссии. Однако он забыл им сказать, что устно граф Шамбор заявил ему: "Никогда я не откажусь от белого знамени".





И как гром среди ясного появилось письмо графа Шамбор, датированное 27 октября 1873 г., в котором граф Шамбор решительно высказался за белое знамя и против требования каких бы то ни было гарантий с его стороны при предложении ему власти. Оно повергло в отчаяние монархистов, считавших реставрацию делом почти решенным. Письмо 27 октября явилось фактически отречением графа Шамбор В 1875 году национальное собрание приняло республиканскую форму правления. Граф Шамбор. продолжал издавать манифесты, но роль его была сыграна. Умер он 24 августа 1883 г., и наследником его прав явился граф Парижский.




Своей непреклонностью граф Шамбор помог упрочению Третьей республики (1870-1940), фактически сорвав планы монархической реставрации.




Однако есть более романтическая версия отречения графа Шамбор от трона. По этой версии, у графа не было причин любой ценой отстаивать знамя, которое служило национальной эмблемой лишь на протяжении пятнадцати лет из десяти веков истории Франции. Эта настойчивость выглядит странной и даже подозрительной. Зачем так навязывать флаг, который, по сути, ничего не значит для страны? Не было ли это всего лишь предлогом, чтобы отказаться от трона? Некоторые историки пришли именно к такому выводу. Они утверждают также, что этот предлог был подсказан Генриху V женщиной. В высшей степени непонятное поведение претендента на престол продиктовано грустной историей его любви.









В 1845 году граф де Шамбор повстречал на водах в Теплице герцога Моденского с двумя дочерьми. Младшая, Беатрис, была необычайно хороша собой, и молодой человек без памяти влюбился в нее.
Через несколько дней он попросил ее руки. Герцог побежал к дочери, чтобы сообщить ей о происшедшем событии.
- Дитя мое, Бог благословил наш дом. Ты станешь королевой Франции!
Беатрис встряхнула длинными косами:
- Это невозможно. Я люблю моего кузена дона Карлоса и обещала стать его женой.







Герцог настаивал на своем, говорил, что нельзя отказываться от руки потомка Людовика XIV, но его дочь твердила, что выйдет замуж только за дона Карлоса.
Граф де Шамбор, узнав, что женщина, которую он полюбил, не свободна, счел, что он уже никогда не будет счастлив. В отчаянии он решил жениться на Мари-Терез, сестре Беатрис, смуглой, лишенной обаяния, неловкой, длинноносой, большеротой, косой, плоскогрудой и тощей.
Свадьба, больше смахивавшая на самоубийство, состоялась в 1846 году.








В 1873 году Мари-Терез, знавшая, насколько она уродлива, испугалась того, что она станет излюбленной мишенью для шуток парижских карикатуристов, шансонье, памфлетистов. Опасалась ли она, что ее облик скомпрометирует монархию? Что она будет помехой мужу? Что Европа будет смеяться над ней? Что красавица Евгения с жалостливой улыбкой будет смотреть на нее? Что она будет глубоко несчастна? Об этом нам ничего не известно. Но она сделала все, - чтобы помешать Шамбору занять трон.
Мервейе дю Виньо, встречавшийся с ней в Фросдорфе, писал в своих воспоминаниях: «Если в Версале скоро забурлит придворная жизнь, подумал я тогда (до этого он писал о глухоте Марии-Терез), общение с королевой будет довольно затруднительным. Должно быть, многие предпочтут общество графини Парижской, молодой, остроумной, словно созданной для предназначавшейся ей роли. Какие отношения сложатся между этой блестящей женщиной и несчастной калекой, некрасивой и унылой? Как они поделят сферы влияния? И я спрашивал себя, так ли уж притягателен трон для нее и найдем ли мы в ее лице необходимую поддержку в решающий момент?»





Робер Бюрнар высказывался еще более категорично:
«Достаточно вспомнить о мадам де Шамбор. Генрих V не стал королем, потому что Мари-Терез не хотела быть королевой. Ей совсем не улыбалась перспектива править народом, который она считала капризным и развращенным, но мысль о том, что она должна будет предстать перед французами и, в особенности, француженками, вступить в борьбу с целым Парижем, прочитывать иронию, стоящую за любезностями, приводила ее в панический ужас.
Поэтому видя, что, когда все было готово для приема короля - фонарики, кареты, когда лошади уже били копытами, когда требовалось проявить лишь немного гибкости, чтобы оказаться на родине, на расчищенном, утоптанном пути вдруг возникали новые препятствия - нельзя отделаться от мысли, что кто-то старательно и терпеливо вставлял палки в колеса, моля Бога о том, чтобы сия чаша миновала Генриха V».
Все это позволяет предположить, что, если бы граф де Шамбор женился на очаровательной женщине, которую он полюбил, мы остались бы без Третьей республики…»









Вот такая интересная история. А как вы думаете, почему всё-таки граф Шамбор отрёкся от трона: из-за флага, из-за жены или ещё по какой-то причине? Мне лично его поступок кажется крайне нелогичным.





Автор фотографий - Фотограф на Кипре, обработка моя

Другие рассказы о Франции

Франция, первые впечатления, план поездки
Шенонсо, отель La Maison de Famille
Пригород Парижа:отель Le Manoir Des Deux Amants
Французские развлечения в деревне
Отель Парижа и Отель недалеко от Мон Сен Мишель
Шенонсо,ферма 16 века и цветник с тюльпанами
Шенонсо. Прогулка по замку.
Шенонсо. Продолжение прогулки по замку. Сады. Музей восковых фигур.
Франция: колоритный город Витре
Франция: Замок Амбуаз
Франция: город Амбуаз
Франция:замок Шамбор, история

Париж

Париж:день первый, прогулка к Нотр Даму
Париж: прогулка по Люксембургскому Саду
Париж:день второй, прогулка по городу
Площадь Тертр : Портрет на Монмартре
Прогулка по Монмартру.
Париж: Сад Тюильри. Музей Оранжери.

история, просвещение масс, утащено

Previous post Next post
Up