Биологический шок бесконечный: Columbia Pictures не представляет

Aug 23, 2015 01:08

Шутеры - далеко не мой любимый игровой жанр, и обычно я обхожу их стороной. Но я сделал исключение для Bioshock Infinite - эта игра заинтересовала меня своим сюжетом. И она меня не разочаровала.

Действие Bioshock Infinite происходит в 1912 году - в мою любимую эпоху. Это неизбежно означает антураж и эстетику стимпанка. Играть приходится за пару рук по имени Букер ДеВитт - бывшего детектива агентства Пинкертона и участника бойни на ручье Вундед-Ни (тогда американская армия убила многих индейцев, включая гражданских). Не самый приятный тип, но, как потом выяснится, он мог бы стать ГОРАЗДО худшим человеком. Таинственные брат и сестра-близнецы отправляют его в странный летающий город Колумбия - в парящую в облаках утопию. Поначалу Колумбия кажется идеальным местом, этаким солнечным воплощением американской мечты, но довольно быстро становится ясно, что подгнило что-то в датском королевстве. Да не просто подгнило, а вообще прогнило до основания. Американская мечта словно сошла со страниц советской пропаганды - в Колумбии процветают расизм и жуткая ксенофобия, её населяют бессердечные капиталисты-эксплуататоры, религиозные фанатики и бесправные рабочие, готовые вот-вот взять оружие и красные флаги и восстать против угнетателей. И всем этим цирком заправляет Захари Хейл Комсток - почтенный старец с седой бородой Деда Мороза президента Сноу из "Голодных игр", самопровозглашённый пророк и основатель новой религии. Комсток - опытный лжец, безжалостный диктатор и без преувеличения самый страшный персонаж всей игры. Для погашения долга Букеру нужно забрать заточённую в огромной статуе девушку Элизабет, с которой Комсток и его люди обращались как с подопытным насекомым. Дело в том, что она умеет открывать порталы в параллельные реальности (в самый первый раз мы видим, как она пытается попасть в Париж 1983 года, где в кино идёт фильм "Месть джедая" - так Лукас первоначально хотел назвать шестой эпизод "Звёздных войн"). Поэтому её держат в самом охраняемом месте в Колумбии и приставили к ней целый штат учёных и просто педофилов, подавляющие её способности машины и Соловья - гигантского птица-киборга, подозрительно похожего на Большого Папочку из первых Bioshock. Букер прорывается в статую, забирает Элизабет - и с этого момента игра только начинается. И всё там далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Сюжет игры достоин похвал. Он и заставил меня начать играть. Я уже знал несколько главных поворотов, но это не испортило впечатление от прохождения, а, наоборот, сделало игру понятнее. Здесь же не буду сильно спойлерить, а буду только мягко, но скажу, что это настоящее произведение искусства. Именно так стоит делать игры про альтернативные реальности - поучитесь, Близзард, в ваших Warlords of Draenor нет и десятой доли этого. Персонажи вышли живыми, и им хочется сопереживать и сочувствовать. Несмотря на то, что у Букера и Элизабет есть недостатки, их очень хорошо понимаешь. И ненавидишь Комстока и его приспешников - промышленного магната Джеремию Финка и остальных, потому что то, что они сделали, не может оставить равнодушным. И тем трагичнее Фицрой и революционеры-народники - они начали с благих намерений, и их ненависть вполне оправдана. Но борьба с драконом сама превращает в драконов (правда, в случае с Фицрой всё не так однозначно, что выяснится в дополнении Burial at Sea). Ещё невозможно не посочувствовать Соловью - пусть мы и не знаем, кого засунули в бронированный костюм птицы, но его судьба была незавидной. Мне из героев больше всех понравились "брат и сестра" Роберт и Розалинд Лютес - эксцентричные физики, похожие друг на друга за вычетом пола (и это неспроста, как и кавычки!). Несмотря на их весьма странное и загадочное поведение, они всё-таки на стороне героев и хотят им помочь. Я бы хотел побольше рассказать о сюжете, но это будет полно суровых спойлеров. Поэтому скажу, что концовка не разочаровала и получилась сильной. И трагичной.

И атмосфера у игры такая, что хочется постоянно описывать все её подробности. Тут солнечная Колумбия, которая и в начале проявляла признаки ада, а под конец и вовсе им стала, что было подчёркнуто раскатами грома и молниями. Неоклассические здания с сияющими куполами, позже обагрившиеся знамёнами революции и кровью. Мрачная штаб-квартира Ордена Ворона (похожего на "Ку-клукс-клан" братства, поклоняющегося убийце Линкольна) с воронами и помётом повсюду, где братья в колпаках натравливают ворон на бедного азиата. Реквием Моцарта, играющий в мавзолее жены пророка, леди Комсток - вместе с закатными лучами искусственного солнца, статуями и мыслями Элизабет о своей роли он создаёт величественную, но полную скорби атмосферу. Военная выставка, посвящённая "битве" у Вундед-Ни и подавлению восстания боксёров. Умник и Дурик - персонажи из детской пропаганды, прямо Мальчиш-Кибальчиш и Мальчиш-Плохиш. Статуи Вашингтона, Франклина и Джефферсона в тогах - отцы-основатели ужаснулись бы, узнав, какими религиозными фигурами их сделал Комсток. Индустриальный городок Финктон - отполированная потёмкинская деревня наверху и грязные трущобы внизу. Всё это вышло очень ярко и очень страшно. Думаю, здесь большую роль сыграл контраст между солнечной глянцевой формой и весьма нелицеприятным содержанием.

Говоря об игровом процессе, я с трудом могу его оценить, поскольку я мало играл в шутеры и не особо люблю этот жанр. Оружия в игре много, причём большинство стволов не было изобретено до Первой Мировой войны - и этому в игре тоже есть объяснение, как и массе других анахронизмов в Колумбии. Мне больше всего понравились пистолет и пулемёт - не очень мощные, зато надёжные. Особенно если их прокачать в торговом автомате. Также, кроме оружия, в игре есть энергетики - напитки, наделяющие Букера почти магическими способностями. Например, "Гипнотизёр" позволяет подчинять вражеских роботов, а если прокачать его - то и людей, причём после действия энергетика слабые противники убьют себя в ужасе от того, что натворили под гипнозом. С помощью "Поцелуя дьявола" можно бросать взрывчатые огненные шары, а с помощью "Шок-жокея" - метать молнии аки владыка ситхов. Причём во время первого принятия энергетика с руками Букера происходят чудовищные превращения - они или горят, или покрываются вороньими перьями, или на них вырастают присоски как у осьминога, а потом всё это вмиг исчезает. Для использования этого чуда нужны соли - что-то типа маны. Отдельно стоит отметить стилизованные под начало XX века обучающие ролики, где джентльмен с помощью энергетиков побеждает карикатурных демонов. В бою Букеру помогает Элизабет - она может вытащить из альтернативной реальности всякие полезные объекты и иногда снабжает его аптечками, деньгами, боеприпасами и солями.

Враги Букера - в основном люди. То ультраконсервативные колумбийские солдаты, защищающие прогнившую систему, то революционеры из "Гласа народа", которые обезумели от творящегося в городе ада и количества пролитой крови. Им помогают роботы - автоматические турели и "Москиты", парящие на воздушных шариках. Порой встречаются любители энергетиков - запаянные в скафандры "пожарники", бросающие огненные бомбы (привет огнемётчикам из StarCraft) и служители Ордена Ворона - ниндзя из местного "Ку-клукс-клана", превращающиеся в стаю кровожадных ворон. Но есть и более упоротые враги. Например, "Механический патриот" - заводной робот в виде Джорджа Вашингтона, вооружённый миниганом и задорно кричащий патриотические лозунги. Или "Механик" - очень сильный киборг с непропорциональными обезьяньими ручищами, который раньше был инвалидом и претерпел мучительную операцию, так и не давшую желанную им новую жизнь. Или Сирена - самая настоящая банши, существование которой объяснили с помощью квантовой механики. Она поднимает убитых врагов в виде нежити. А самый жуткий вид противников - это Молчаливые Мальчики. Эти детки в школьной форме и странных шлемах с рупорами встречаются только в одной из временных линий. Они неуязвимы и сами не наносят урона, но при виде Букера издают истошный вопль и провоцируют сумасшедших в масках отцов-основателей Америки с бейсбольными битами. Это совсем не смешно, а страшно и грустно. Особенно если знать, откуда взялись эти мальчики и сумасшедшие.

В общем, Bioshock Infinite неожиданно занял место среди моих любимых игр. В нём есть интересный сюжет, неповторимый стиль и запоминающаяся атмосфера. Bioshock Infinite доказывает снобам, что компьютерные игры - это тоже искусство.

Также я прошёл две части дополнения Burial at Sea, но о нём напишу в следующий раз.

игры, bioshock, рецензии

Previous post Next post
Up