О Ротенбурге и евреях Часть 3

Feb 01, 2015 14:39

Романтическая Аллея Германии. Ротенбург над Таубером. Часть 1
Романтическая Аллея Германии. Ротенбург над Таубером. Часть 2

В этой части своего повествования о Ротенбурге я расскажу и покажу вам историю и судьбу еврейской общины города. Я бы наверное прошла мимо этой тематики, но началось все с фотографии ниже. А потом, в музее, я увидела фотографию еврейской миквы, сохранившейся до наших времен. На табличке был даже указан адрес, где она расположена. Мы ломанулись туда, но наткнулись на дом, обнесенный строительными лесами. В доме напротив висел в окне любопытный мужик, который рассказал нам, что хозяин с домом ничего не делает, он разрушается. Микву увидеть невозможно. Город пытался выкупить этот дом, но мужик, зная что у него есть исторический памятник, заломил такую цену, которую город не потянет. А потом... потом у меня все закрутилось на этой теме и начало расти, как снежный ком. Я долго не решалась браться за этот текст и фотографии (прорва источников на немецком, которые пришлось переводить), но решила, что сама себя не прощу, если не выложу этот пост.




Кстати: шестиконечная звезда на фотографии не имеет никакого отошения к иудаистике и звезде Давида. В данном случае, это - знак одной из пивоварен и гостевого двора "Бутц". Но что интересно, находится это здание на площади, вокруг которой проживала первая иудейская община в городе.

"Первое свидетельство того, что гексаграмма использовалась в качестве специфически еврейского символа, датируется 1354 годом, когда император Карл IV (император Священной Римской империи) даровал евреям Праги привилегию иметь собственный флаг. Этот флаг - красное полотнище с изображением шестиконечной звезды - получил название «флаг царя Давида». Маген Давид украсил также и официальную печать общины и стал фактически официальным символом еврейской общины Праги на протяжении веков." (Из Википедии)



Первое упоминание о еврее Самуэле Бископе (Samuel Biscoph) - "Еврейском епископе" появляется в вюрцбургских записях в 1180 году. Словосочетание "еврейский епископ" использовался христианскими властями для именования представителей, управляющих и судей в еврейской общине. Эти же источники позволяют предположить, что уже к 1147 году в Ротенбурге была сформирована еврейская община. В истории города прослеживаются времена терпимого отношения к евреям, сменяющиеся кровавыми погромами, убийствами и изгнанием евреев. Самый значимый расцвет еврейской культуры в Ротенбурге пришелся на середину 13 века, когда там жил и обучал знаменитый рабби Майер бен Барух (Meir ben Baruch). О жизни евреев 13-14вв. могут рассказать надгробные камни, выставленные в городском историческом музее. Евреи были полностью выгнаны из города в 1520 году и им было запрещено селиться в черте города. Лишь в 1870 году евреям снова позволили жить в Ротенбурге, пока они не были снова выгнаны в 1938 году с приходом к власти национал-социалистов.




Первой еврейской общине было выделено привилегированное место (сегодня район Капелленплатц) в восточной части города-крепости сразу после его основания, с прямым доступом к рынку и окруженное важными торговыми дорогами, ведущими в Вюрцбург. В этом старейшем еврейском квартеле на площади около 6000 кв.м были построены синагога, к которой пристроили двухэтажную школу Талмуда, располагающую 21 классами, Еврейский танцевальный дом (Дом общины) и Миква (еврейская ритуальная купальня), окруженные жилыми домами евреев. Еврейское кладбище по религиозному уставу располагалось на севере города за городской стеной. На то время количество евреев составляло около 10 процентов населения города.



Источник фотографии: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rothenburg_ob_der_Tauber,_Kapellenplatz_Brunnen-001.JPG

В общине проживали: пекарь, выпекающий мацу, мясник, учитель для еврейских детей, врач, кантор - человек, ведущий богослужение в синагоге и ша́мес - синагогальный служка, который ходил от дома к дому и стучал в двери деревянной колотушкой, приглашая на утреннюю службу в синагоге или возвещая начало шаббата. При этом количество ударов и временные отрезки между ними были строго регламентированы.



"Белая башня" находилась в непосредственной близости от места, где располагался еврейский квартал.

Вследствие запрета для христиан на взимание процентов, заполнение этой ниши в денежной экономике, передали в руки евреев. Первое упоминание о запрете на взимание процентов при ссужении денег относится к Ветхому Завету Библии. Из книги Моисея (Исход) 22, стих 24: "Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста." Взимание процентов причислялось церковью не только как греху, но и приравнивалось к уголовным преступлениям, таким как грабеж, поджег и проституция.

В 12. веке Генрих IV (император Священной Римской империи) начал выдавать охранные грамоты еврейским общинам. Привилегии определяли права евреев, - в частности, оговаривали неприкосновенность их жизни и собственности, предусматривали экономические свободы и беспрепятственное отправление религиозных обрядов. Также евреи имели право устанавливать и руководствоваться собственными юридическими нормами в пределах своей общины; дополнительно был определен порядок рассмотрения судебных споров для разрешения разногласий между иудеями и христианами.

Это привилегированное положение евреев, позволяющее им взимать проценты, в итоге, сослужило плохую службу. Иудеи был заклеймены христианами как воплощение греха. Добавить к этому и то, что им, успешным дельцам, банально завидовали. Это сочетание христианского морального превосходства и личной ревности явились важной отправной точкой для преследования евреев в Европе.

В первые сто лет еврейская община выросла настолько, что ко времени первого крупного преследования в 1298 году состояла примерно из 450-500 человек, в то время, как общее количество проживающих в Ротенбурге составляло 3500-4000 человек. Этот погром спровоцировал обедневший аристократ живший в соседнем городе Рётингене. Все тогдашние жители общины, искавшие защиту в замке, были сожжены. Вскоре после 1300 года была сформирована новая еврейская община, членов которой уничтожили во время эпидемии оспы в 1348/49гг., обвинив в отравлении колодцев.




Где-то в 1350 году в связи с расширением города, еврейскую общину начали переселять на новое место. За "Белой башней", на месте засыпанного охранного рва, оставшегося от первых защитных стен выросла улица, которую назвали Judengasse (Еврейская улица).



Домик на Юденгассе. БА поставлен для контрасту, он ростом 175 см.

После заката истории еврейского квартала на Капелленплатц, с 1375 года налоговые книги показывают резкое увеличение численности еврейского населения. Во время правления самого знаменитого мэра, Генриха Топплера (умер в 1408 году), евреи принадлежали к богатым слоям населения, платящим повышенные налоги. Эти особые налоги были ни чем иным, как вымогательством в обмен на защиту (вот она, мафия форева!) от преследования. Эти деньги были использованы на постройку второй городской стены. Свое название, Юденгассе, улица получила в 1371 году. В исторических кругах эта улица считается "единственной сохранившейся средневековой еврейской улицей в Европе". Также эта улица никогда не была гетто.

В подвале дома номер 10 по Юденгассе, находится Миква. Предположительно, она была построена в 1409 году. Для ритуальных омовений подходили только постоянно обновляющиеся грунтовые воды, таких мест в городе было немного, поэтому предполагается, что этой миквой пользовались многие семьи.



Источник

Миква не является обыкновенной ванной для мытья, она используется для ритуального очищения в еврейской религии. Используется как женщинами, так и мужчинами в случаях, когда они являются "не чистыми" в религиозном смысле. Также миква использовалась для очищения, к примеру, кастрюль и другой кухонной утвари, которую окунали в воду. Мужчины и женщины должны трижды полностью погрузиться в воду.



Модель миквы в музее

В середине 15го века, евреи начали уезжать из города. Отмена запрета на взимание процентов сильно пошатнула экономическую базу города. В 1520 году, Ротенбургскому проповеднику, доктору Таушляйн удалось отобрать здание синагоги у общины и переделать ее в "Богомолье (Паломничество) Марии" (Marienwallfahrt). Своими полными ненависти проповедями, он достиг того, что в 1521 году город покинули последние шесть еврейских семей.

Ну и напоследок. В память о 20 последних евреях, проживавших в Ротенбурге, которые вынуждены были покинуть город 22 октября 1938 года. Практически все они погибли в концлагерях.






Еврейский Ротенбург-над-Таубером. Также мной использовались разные источники из интернета на немецком языке.

Как всегда предупреждаю: возможны незначительные неточности в переводе, стилистические или грамматические ошибки. Если Вы нашли какое-то несоответствие, укажите мне на это. Я буду рада поправить текст. Под фотографиями, взятыми из интернета всегда указан источник, все остальные фото - МОИ!

Продолжение следует.

Нда, в моих восьми папках с сотнями фотографий Ротенбурга оказалось постыдно мало фотографий Юденгассе и всяких важных зданий. Исправлюсь в следующую поездку и доложу сюда.

Германия, Ротенбург над Таубером, Путешествия, Фотографирование

Previous post Next post
Up