Jun 06, 2015 16:46
Решил поделиться двумя весьма похожими советами. По крайней мере, я сам стараюсь так поступать.
Первый совет касается бытовых долгов. Бытовой долг - это когда приятель просит взаймы до получки. Мой подход к этому вопросу такой: я соглашаюсь дать в долг только в том случае, если я готов этому человеку эту сумму денег подарить. Это не значит, что эти деньги ко мне не вернутся. Могут и вернуться; если человек отдаст, я приму, но покуда не отдаёт, я не числю мысленно выданную в долг сумму как актив, не ожидаю возвращения, не рассчитываю на него. Понятно, что для разных людей такая сумма будет разной. Например, я легко могу простить коллеге его половину платы за проезд в такси, если он забыл деньги и обещает вернуть при следующей встрече, - если, конечно, такое поведение не становится системой. Для близких людей «лимиты», конечно, другие, но общее правило остаётся тем же.
Второй совет - об информации. Принцип простой: я сообщаю кому-либо какую-либо информацию, только если я готов к тому, что она станет публичной. Единственная по-настоящему закрытая информация - это та, которая известна только мне одному. Нельзя чуть-чуть приоткрыть информацию и ожидать, что она останется закрытой. Я никогда не говорю: «только никому не говори!» - того, о чём нельзя никому не говорить, вы от меня и не услышите. Кстати, одно из следствий: я не пытаюсь скрывать свой адрес электронной почты и прочую контактную информацию. Все спамеры его и так уже знают, зато мне не приходится заменять символ @ словом «собака».
Из обоих правил существуют исключения. Для первого правила - это кредиты с оформлением договора и процентами. Я этим не занимаюсь, но моя позиция в принципе такого не исключает, при здравой оценке рисков и доходности. В любом случае мне было бы неловко подписывать такого рода договоры с друзьями и родственниками.
Исключение из второго правила - люди, связанные профессиональной этикой: психолог, врач, адвокат, нотариус. Исключение касается только тех из них, кто оказывает мне конкретные услуги, и только в контексте этих услуг.
советы,
принципы,
этика