Однажды молодой офисный служащий не поехал в отпуск. Заезженные маршруты в Турцию и Египет по местам, где аборигена днём с огнём не сыщешь, ему уже надоели, а ни на что другое не хватало ни зарплаты, ни фантазии. Вот он и решил никуда не ехать, а просто поваляться дома на диване без будильника и обязательной программы. А поскольку его друзья и особенно родственники непременно стали бы упрекать его в разбазаривании времени, нездоровом образе жизни и других преступлениях против человечества, он никому ничего не сказал.
Накануне запланированного отъезда он со всеми попрощался и написал в социальных сетях, что отправляется в отпуск. За две недели своего мнимого отсутствия наш «путешественник» сфотографировал себя в нескольких стандартных позах - стоя в полный рост, опершись на ограждение, полулёжа в плавках с коктейлем. Без труда отыскав в интернете любительские фотографии тех мест, куда собирался, он вмонтировал в них себя, добавил подписи в духе «Это я возле (название объекта)» - и вот уже готов фотоотчёт, как две капли воды похожий на фотоотчёты большинства других туристов. Для пущей убедительности он даже купил на eBay соответствующий магнит на холодильник. Родственники были довольны.
Воодушевлённый тем, как легко всё получилось, наш герой открыл фирму Fantasy Travel, занимающуюся фабрикацией туристической «отчётности». Заказчик высылал свои снимки в типичных для любительской фотографии позах и выбирал один из предлагаемых маршрутов. Популярные места отдыха стоили дороже, в разгар сезона цены тоже несколько повышались. К оговоренному сроку заказчик получал диск с полноразмерными фотографиями, будто бы сделанными его фотоаппаратом, с готовыми подписями. К фотографиями прилагалась краткая легенда, чтобы заказчик знал, что рассказывать о поездке - например, в первый день было заселение в гостиницу и купание в море, во второй - катание на катере и посещение достопримечательностей, и так далее. Наконец, в цену услуги входил небольшой набор типичных сувениров: футболка, кружка, пара магнитов.
У разных людей были разные причины пользоваться услугами Fantasy Travel. Кому-то было неохота ездить, кому-то некогда, кто-то хотел произвести впечатление достатка за небольшую часть стоимости реальной поездки, а кто-то и вовсе сочинял себе алиби, чтобы провести время с любовницей.
Главный герой переехал в США и открыл там новый головной офис компании. Он работал, не покладая рук, лелея грандиозные планы расширения бизнеса: новые туристические «маршруты», новые услуги. Конечно, самому ему было не до отпуска, но он регулярно выкладывал в фотоальбомах для друзей фотографии из мест, где якобы отдыхал, повышая престижность курортов в соответствии со своим новым статусом бизнесмена.
Так прошло несколько лет. Почти все однокурсники женились, некоторые завели детей, а наш герой всё ещё был один, к растущему огорчению матери. Тогда он выдумал себе девушку, с которой, как свидетельствовали регулярно выкладываемые фотографии, он встречался и ездил в совместные путешествия. Через год он женился на вымышленной спутнице жизни. Подготовка такого обширного фотопроекта, включающего в себя свадьбу и медовый месяц, заняла много недель, почти как если бы это была настоящая свадьба.
Тем временем дела у Fantasy Travel не заладились. Одно за другим случились скандальные разоблачения нескольких заказчиков, испортив фирме репутацию. Кто-то даже грозился подать на компанию в суд, и адвокатам пришлось согласиться на внесудебное удовлетворение претензий. От постоянного стресса на нашем герое лица не было. Конечно, родственникам нельзя знать о неприятностях, решил он и сфабриковал для них статью, якобы напечатанную в деловом журнале, где его называют самым многообещающим предпринимателем года. Копию этой статьи он повесил на стене в своём кабинете, где уже висели фотографии несуществующей жены.
Вскоре компания обанкротилась. Разумеется, это никак не сказалось на виртуальных успехах её основателя: интервью в Forbes, фотографии из дорогих гостиниц, воображаемый роскошный дом на берегу океана. К тому времени семья обзавелась двоими несуществующими детьми. В одном человеке словно уживались двое: один отдавал себе отчёт в происходящем и лихорадочно производил на свет всё новую ложь, а другой жил этой ложью, листая фотоальбомы и перечитывая газетные вырезки. Разрыв между вымыслом и реальностью стал таким большим, что у нашего героя внезапно случился нервный срыв. Врачи поставили диагноз: диссоциативное расстройство идентичности - иными словами, раздвоение личности.
Началась терапия. По совету врача герой принял нелёгкое решение: рассказать родным о своей лжи. За считанные минуты стареющая мать узнала, что не было никакой жены, никаких детей, никаких деловых успехов, а были банкротство, долги и психическое расстройство. Увы, этого слабое сердце матери не выдержало, и у неё случился смертельный инфаркт.
Той половине личности, которая адекватно воспринимала реальность, некого было винить в смерти матери, кроме себя. Но вторая половина, живущая в неведении, не должна была ничего узнать! И тогда первая половина взялась за новый чудовищный обман. По ночам герой писал себе письма от имени матери, будто та по-прежнему была жива, и монтировал фотографии, а днём читал эти письма и отвечал на них, ходил на сеансы терапии и не подозревал, что, хоть он и бросил обманывать окружающих, стал теперь обманывать самого себя.
Вскоре после окончания курса терапии герою пришло письмо о том, что он получил от матери наследство. Внезапно «прозрев» и вспомнив о трагических событиях, дневная личность решила, что в смерти матери виновата ночная. В тот же день наш герой подсыпал яд в кофе, к которому была пристрастна его ночная личность, и той же ночью, ничего об этом не помня, он выпил дозу, достаточную для троих. Почувствовав действие яда, он всё понял. На последнем дыхании он успел написать в Facebook, что уезжает в дальнее путешествие и вернётся нескоро.
Никто не должен был узнать.
In English:
Fantasy Travel