Королевство несостоявшейся мечты

Jul 14, 2010 17:15


Сегодня прямо исторический день. Третий пост о истории...
Но проигнорировать эти события невозможно. 14 июля 1099 года был взят Иерусалим и создано Иерусалиское королевство. Произошло это событие во время Пе́рвого кресто́вый похо́д, который был организован в 1095 году по инициативе римского папы Урбана II. Целью крестонсцев было освобождения священного города Иерусалима и Святой земли от мусульман.



Первоначально обращение римского папы было адресовано только французскому рыцарству, но впоследствии поход превратился в полномасштабную военную кампанию, а его идея охватила все христианские государства Западной Европы и даже нашла горячий отклик в Польше и княжествах Киевской Руси. Феодалы и простой народ всех национальностей по земле и морю выдвигались на Восток, по пути освободив от власти турок-сельджуков западную часть Малой Азии и устранив мусульманскую угрозу Византии. В июле 1099 года армия крестоносцев, состоявшая из 1200-1300 рыцарей и 12 000 пехотинцев под предводительством французского герцога Готфрида Бульонского, добралась до Иерусалима.

За 50 лет до этого персидский путешественник, посетивший Иерусалим, писал: «Город окружен каменной стеной, скрепленной известью с железными воротами. Иерусалим очень большой город. Во время моего посещения в городе насчитывалось около 20 тыс. жителей. В городе большие базары, мощеные улицы, много ремесленников». Несмотря на то, что Иерусалим за год до этого, летом 1098 года, пережил очередную смену власти: фатимиды (династия халифов из Египта) захватили Иерусалим у сельджуков, (персидская династия тюрков, принявших ислам), и связанные с этим разрушения и невзгоды, в городе было достаточно продуктов и воды.

Однако, зная о приближении крестоносцев, запасы продовольствия были увеличены, укреплены крепостные стены и построены новые сторожевые башни. Колодцы в окрестностях Иерусалима были отравлены, посевы уничтожены, а лес вырублен, чтобы лишить крестоносцев возможности построить осадные машины. Все христиане, проживающие в городе были выселены, а евреев собрали в еврейском квартале.

Передовые отряды крестоносцев, поднявшиеся 7 июня 1099 года на гору Наби Самуэль, увидели купола церквей и стены города. Это были не те стены, которые мы можем видеть сегодня, сегодняшние были построены значительно позднее, но и то, что крестоносцы увидели, было довольно внушительным. Однако общий энтузиазм и уверенность в защите свыше были настолько велики, что особого беспокойства это не вызвало.

Изгнание христиан было несомненной ошибкой. Т.к. христианские жители Иерусалима, изгнанные из города, присоединились к армии крестоносцев и принесли им дополнительные сведения. Это помогло крестоносцам лучше разобраться в ситуации. Не было никакой возможности штурмовать город со стороны отвесных склонов реки Кедрон и долины Гай бен-Гееном. Единственный въезд в город с севера (со стороны сегодняшней Рамаллы) тоже был надежно защищен.

Тогда крестоносцы разделили свои силы: часть армии стала у Дамасских ворот (шаар Шхем), другая, во главе с Танкредом, героем средневековой поэзии, стала на северо-западе от города, напротив башни Голиафа. Командир французов Раймон из Сент-Жизель вместе с Готфридом Бульонским встали на горе Сион. Все ждали чуда - Всевышний должен был открыть им Иерусалим.

После 5-дневной подготовки, проходившей в стычках с мусульманами, защитниками города, крестоносцы приняли решение атаковать Иерусалим с севера, со стороны въезда в город. Но в армии не нашлось никакого специального оборудования для взятия крепостных стен! Только у Танкреда была заготовлена лестница, и он первым взобрался на крепостную стену.

Мусульмане без труда сломили эту атаку, и армия крестоносцев вынуждена была отступить. На совете решили держать осаду обычным способом, хотя шансы на успех были минимальные. Неожиданно нашёлся большой запас древесины, которую спрятали защитники города. Но радость оказалась преждевременной. Во всей армии не нашлось ни одного плотника, умеющего строить осадные машины. Тем временем положение атакующих стало ухудшаться. Кончались запасы воды, и они начали собирать утреннюю росу.

17 июня в армию крестоносцев пришло радостное известие: в Яффский порт пришел флот из Генуи. Среди прибывших были специалисты, которые немедленно приступили к строительству осадных башен. Вскоре три осадные башни возвышались над стенами города. Они были защищены металлическими щитами и кожами, вымоченными в уксусе, предохраняющем башни от греческого огня. По случаю окончания строительства был объявлен 3-дневный пост, после которого началось торжественное шествие вдоль крепостных стен.

Крестоносцы шли под палящими лучами солнца босиком с непокрытыми головами. Возглавляли шествие священники с хоругвями и картинами святых. Удивленные мусульмане наблюдали со стен за происходящим, всячески насмехаясь, время от времени, пуская стрелы в сторону странной процессии. Но и на этот раз чуда не произошло, не помогли ни хоругви, ни картины с ликами святых.

На рассвете 14 июля 1099 года начался штурм города. Крестоносцы пытались придвинуть к стенам Иерусалима осадные башни, однако им мешал опоясывающий город глубокий ров. Штурм продолжался весь день, но город держался. Когда наступила ночь, обе стороны продолжали бодрствовать - мусульмане боялись, что последует новая атака, а христиане опасались, что осажденным удастся каким-то образом поджечь осадные орудия. К вечеру пострадала осадная башня на горе Сион, позже вышли из строя и две другие башни. Атакующие вновь вынуждены были отступить.

На следующий день бой разгорелся с новой силой. Утром 15 июля, когда ров был засыпан, крестоносцы смогли наконец беспрепятственно приблизить башни к крепостным стенам. В 9 часов утра, как сообщают очевидцы, в тот час, когда был распят Иисус Христос, один из атакующих сумел взобраться на стену. Готфрид Бульонский последовал за ним. Следом взобрался Танкред, и вскоре защитники города были сброшены со стены. Они начали отступать к Храмовой горе. Но преимущество было очевидным, и армия крестоносцев ворвалась в город. Увидев, что город пал, эмир гарнизона башни Давида сдался и открыл ворота города.

После того, как победители ворвались в город, началась резня. Упоение победой было так велико, а обида за несостоявшееся чудо столь болезненна, что ворвавшиеся в город крестоносцы устроили невиданную резню. Кони всадников ступали по щиколотку в крови. Евреи, спрятавшиеся в синагоге, были сожжены заживо, а немногие из оставшихся в живых были проданы в рабство. Вот, что пишет участник этих событий: «Некуда было уйти от трупов. Части тел валялись повсюду, и кровь заливала землю. Ужас вызывали не только растерзанные тела, но и сами убийцы, вымазанные в крови от ступней ног до макушки».

Вскоре, около Гроба Господня собрался совет. Была прочитана благодарственная молитва, и состоялись выборы властелина города, получившего имя «Защитника Гроба Господня». Им стал знатный рыцарь Готфрид Бульонский. В последствии его брат Болдуин Лотарингский был объявлен первым Королем Иерусалимского королевства.

Какие преимущества были у Готфрида и его брата по сравнению с другими, трудно сказать, но есть одна деталь, неожиданно проливающая свет на это событие. Их общий предок, славный рыцарь, племянник Карла Великого, Роланд, герой французских сказаний «Песнь о Роланде» перед погребением был помещен «между крестом и филактериями».

Как известно, филактерии - слово греческое, это то же самое, что и тфилин на иврите. Оба эти слова означают амулет, в виде небольшой кожаной коробочки, в которую сложены, написанные на пергаменте тексты из ТАНАХа. О филактериях сказано: "И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими" [Втор. 6:8]. Этот религиозный обычай был принят иудаизмом еще во времена Второго Храма, но в походной сумке франкского рыцаря они выглядели по меньшей мере странно.

Кроме того, права семейства Готфрида Бульонского на трон Иерусалимского королевства были признаны более основательными потому, что согласно утверждению - он происходил из колена Биньямина, младшего сына Якова, которому при разделе земли Израильской между коленами и достался Иерусалим!

Крестоносцы объявили Иерусалим столицей Латинского государства, и вскоре жизнь в городе потекла своим обычным чередом.

В Палестине остался небольшой отряд крестоносцев и создан осколок европейской цивилизации. Первый Правитель Иерусалмского королевства Годфрид умер в следующем году, его брат и наследник, Балдуин I, не был столь благочестив и сразу принял титул «Король Иерусалима». Балдуин удачно расширил королевство, захватив портовые города, Акра, Сидон и Бейрут, а также утвердив свой суверенитет над государствами крестоносцев на Севере - графством Эдесса (им же основанном), княжеством Антиохия и графством Триполи. При нём увеличилось количество жителей - латинян, пришедших с Арьергардным крестовым походом, а также появился латинский патриарх. Итальянские города-государства (Венеция, Пиза и Генуя) начали играть важную роль в королевстве. Их флот участвовал в захвате портов, где они получали свои кварталы для торговли. Около 1070 г. в Иерусалиме орденом иоаннитов (госпитальеров) был основан госпиталь для паломников. Другой монашеский орден - тамплиеры - обосновался в храме, переделенном из мечети аль-Акса.

Балдуин умер в 1118 и не оставил наследников, его преемником стал его кузен Балдуин де Бурк, граф Эдессы. Балдуин II также был способным правителем, и, хотя он несколько раз в течение правления попадал в плен к сельджукам, границы государства расширялись, а в 1124 был взят Тир.Затем последовала традиционная ля провинциальных королевских дворов династическая склока, в результате котрой королевская власть стремительно слабела. Регенты, регентши и малолетние кроли сменяли друг друга на престоле. Пока в осада Иерусалима в 1187 войсками айюбидов не привела к его падению.

4 июля 1187 года Салах ад-Дин разбил крестоносцев в битве при Хаттине, король Иерусалимского королевства Ги де Лузиньян, грандмастер тамплиеров Жерар де Ридфор и многие другие руководители крестоносцев попали в плен. 1187 год был роковым для латинской За этот год Салах ад-Дину удалось овладеть большей частью Палестины, Акрой и, после длительной осады, Иерусалимом. Все церкви города, кроме храма Воскресения были обращены в мечети. Но жителям были дарованы жизнь и возможность выкупить свою свободу, кроме того, Саладин гарантировал привилегии и неприкосновенность христианских паломников, посещающих Иерусалим.

Осада Иерусалима происходила с 20 сентября по 2 октября 1187 года после поражения основных сил Иерусалимского королевства при Хаттине. Иерусалим капитулировал на условиях выхода жителей из города за выкуп. Потеря Иерусалима стала причиной Третьего крестового похода. Но это уже не спасло Иерусалимское королевство. Агония этого царства на мечте продожалась еще почти сто лет. До самой смерти Саладин (Салах ад-Дин) продолжал громить армию крестоносцев и изгнал их с большей части Святой земли. Но завершили дело его жизни злейшие враги его собственной династии мамлюки в 1291 пала Акра (Акко) и Иерусалимское корона перестала существовать навсегда. А власть в Палестине на несколько столетий перешла к мамлюкам.

Иерусалим, крестовые походы, история

Previous post Next post
Up