Убегающий колодец, таинственная красная корова, наказание за гнев, войны и дипломатия

Jun 18, 2010 17:07



Первые слова недельной главы - “Зот хукат-hа-Тора” (“Вот закон Торы”). Поэтому она и называется “Хукат” (от слова хок - “закон”).
Недельная глава “Хукат” - одна из самых таинственных глав Торы. Самая большая загадка в ней - это один из законов очищения от ритуальной нечистоты - закон о красной корове. Далее глава рассказывает о странствовании евреев в последний, сороковой год их пребывания в пустыне. Много важных событий произошло в этом году: умерли Мирьям и Аhарон; колодец Мирьям покинул общину, и у евреев начались проблемы с водой; на пути к Обетованной Земле евреи вступали в населенные области, и им приходилось либо обходить их стороной, как Эдом, либо воевать с теми, кто их не пропускал, как с эморитянами. Кончается глава сообщением о том, что евреи приблизились к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив Йерихо.


В 1869 году рабби Ихескель Шрага, путешествую по Палестине, ехал на осле из Тверии в Цфат. Его путь пролегал по узкому ущелью «нахал Ахбара», а когда добрался до Цфата, там, где берет начало источник Эйн Кахал, спешился рабби и долго, и горячо молился.

Никто не знал, почему молился рабби. Тогда и рассказал рабби Шмуэль Хаэйлер о том, что в том месте, где молился рабби Ихескель, спрятаны сокровища Иерусалимского храма: священные сосуды, золотая утварь и, самое ценное - кувшин, полный пепла красной коровы. А еще рассказал рабби Шмуэль Хайлер историю про крестьянина-араба из Цфата, который пахал как-то землю под горой Ахбар, и наткнулся на что-то твердое. Крестьянин начал копать, и каково же было его изумление, когда он увидел необыкновенно красивый золотой кувшин искусной работы. Кувшин был полон пепла, но крестьянин и не подозревал, что это пепел красной коровы. Поспешил крестьянин домой, строя радужные планы, как лучше пристроить неожиданную находку. Ночью ему приснился старик, закутанный в белые одежды. Старик страшным голосом приказал вернуть кувшин со всем содержимым на место. Проснулся крестьянин и долго не мог уснуть. А когда заснул, то вновь явился старик в белых одеждах и потребовал немедленно вернуть кувшин. Но отмахнулся крестьянин от этого сна, а когда утром проснулся - увидел своего старшего сына мертвым. Решил крестьянин перехитрить грозного старика - уж больно красивый был кувшин. Пошел он с кувшином в поле, на то место, где нашел его, и высыпал пепел, а кувшин забрал домой. В тот же день свалился в яму его второй сын, и умер. Ночью вновь явился старик в белых одеждах и объявил крестьянину, что настал его черед умереть, если он немедленно не вернет кувшин на место. Поспешил крестьянин к горе Ахбара и закопал у её подножия кувшин, прежде собрав в него весь пепел.
В библейские времена пепел красной коровы («пара адума»), тот самый, что находился в кувшине незадачливого крестьянина, предназначался для ритуального очищения всякого, кто соприкасался с мертвым телом. Чтобы человек получил возможность поклоняться в скинии - шатре, построенном евреями в пустыне после выхода из Египта, его должны были обрызгать смесью пепла и родниковой (буквально - живой) воды.
В скинии стоял ковчег, украшенный крылатыми фигурками херувимов, в ковчеге хранилась величайшая святыня еврейского народа - скрижали, каменные плиты с десятью заповедями. Шатер был окружен двором, посреди двора стоял жертвенник - вся эта постройка называлась скинией собрания. Нечистый же человек, отказавшийся быть очищенным, осквернял Скинию и не допускался к собранию.
Ритуал, связанный с этой церемонией настолько сложный и противоречивый, что позволил одному из комментаторов ТАНАХа заметить: «Соломон был мудрее всех людей, но когда он доходил до раздела о красной корове, то признавал: "Я говорил, что достигну мудрости, но этого мне не постичь".
Найти подходящую корову для ритуала даже в те экологически чистые времена было делом сложным. Вот требования, которые обязательно должны были соблюдаться:
Красную корову следует приобретать на средства Храма из обязательных ежегодных пожертвований в 1/2 шекеля.
Корова должна быть не моложе 3 лет, т.е. быть в возрасте достаточном для вынашивания плода.
Даже два волоска иного цвета говорят о непригодности коровы для этой цели;
Корова не подходит и в том случае, если на неё хотя бы однажды было надето ярмо.
Подходящую корову требовалось зарезать по особым правилам и в определенном месте. Во времена существования Храма это происходило на Масленичной горе. Коэн собирал кровь животного в горсть левой руки, погружал в эту кровь указательный палец правой руки и разбрызгивал ее в направлении входа в святилище. Затем разводился огонь, и корову сжигали.
Потом Коэн брал красную шерстяную нить и привязывал несколько побегов растения иссоп (чабрец) к кедровой палочке и трижды спрашивал у присутствующих: «Эта палочка из кедра?» Трижды получив утвердительный ответ, он задавал следующий вопрос: «Это красная шерсть?» После очередных трех утвердительных ответов связку кедровой палочки и побегов иссопа бросали в костер, в котором сжигали корову.
Пепел животного делили на три части: первая - хранилась в Храме для всех последующих поколений, вторая - делилась между коэнами для собственного очищения, третья шла на очищение народа. В специальном сосуде пепел смешивали с родниковой водой и этим окропляли евреев, прикасавшихся к мертвому телу, на третий и седьмой день.
Это была единственная жертва, для которой животное должно было иметь особую масть. Это была единственная жертва, которую следовало приносить вне стана, имеется в виду времена скитаний по пустыне, а не на жертвеннике. Это была единственная жертва, пепел которой требовалось сохранять. Это была единственная жертва, очищающая других, и в то же самое время, делающая нечистыми, тех, кто участвовал в ее приношении. Почему же один и тот же пепел и очищал и осквернял, ответ простой - в мире один и тот же источник, как добра, так и зла.
Согласно Мидрашу, до настоящего времени сожжено всего девять красных коров. По преданию десятую сожжет для нашего очищения Мессия. Логика же этого обряда, в заповеди: «Пусть мать искупит нечистоту, произведенную сыном». Мать - красная корова, ее сын золотой телец - идол, который возвели евреи, чтобы поклоняться ему, тем самым, совершая великий грех.
Только мать-корова может искупить этот грех ценой своей жизни. Она должна быть без изъяна, как еврейский народ до этой некрасивой истории с золотым тельцом. Эта «заповедь», как ярмо, которое мать-корова никогда не носила, должна лечь на плечи согрешившего народа. А так как грех поклонения золотому тельцу лежит на всех поколениях, то и искупительные свойства пепла красной коровы не теряют своих качеств до конца дней.
И в наше время есть люди, которые продолжают искать кувшин с пеплом последней красной коровы, сожженной до разрушения римлянами Второго Храма в 70 г. н. э., есть и такие, которые пытаются вырастить такую корову. Они придерживаются мнения, что сначала нужно изготовить средство для очищения народа и Храма, а как только средство будет найдено, то и Мессия сразу придет, не задерживаясь.

Похоже на сказку ... Но давайте поразмыслим. Существование мира регулируется законами. Есть установленные Творцом законы природы. Многие из них уже уловлены и изучены естественными науками, мы умеем их констатировать и даже использовать. Но хотя мы освоили эти законы практически, суть их остается для нас загадкой. Понять, почему они действуют так, а не иначе, мы не в состоянии. Почему, например, между физическими телами существует притяжение? Как бы глубоко ни был нами изучен закон всемирного тяготения, ответа на вопрос мы не находим. Этот факт четко сформулировал выдающийся физик Макс Планк. В одной из своих книг он пишет: “Наука не может окончательно разгадать тайн природы. Ведь, в конце концов, мы сами - часть природы, часть той тайны, которую пытаемся раскрыть".

Среди законов поведения, данных нам Творцом мира и человека, тоже много таких, которые мы не понимаем. Б-г указал нам, как вести себя в жизни для того, чтобы осуществить свое предназначение. Эти указания подобны инструкциям, прилагаемым к механизму и объясняющим, как им пользоваться (мы уже прибегали к этой аналогии, говоря о главе “Лех леха” книги “Брешит”).

Некоторым из этих “инструкций” мы можем дать логическое объяснение - такие предписания Тора называет мишпатим. Требование уважать родителей, запреты воровать и убивать кажутся нам понятными и необходимыми.

Объяснимы с нашей точки зрения и заповеди эдот - “свидетельства” - например, требование праздновать Песах в память об исходе из Египта.

Но есть законы, не объяснимые в пределах человеческого опыта, хотя, безусловно, имеющие основание в тайнах творения. Эту третью категорию заповедей Тора называет хуким, словом, которым названа эта недельная глава.

Мы выполняем их как приказ Б-га. И до известной степени (далеко не всегда!) можем осознать их действие через последствия наших поступков. Беседуя о главе “Бехукотай” книги “Ваикра”, мы уже отмечали одну из таких непостижимых причинно-следственных связей, зафиксированных в жизненном опыте еврейского народа: когда израильтяне жили в своей стране по законам Всевышнего, им всегда сопутствовали удача и процветание (времена царей Шломо, Йеhошафата, Хизкияhу и др.), и наоборот: во времена царей-отступников (Ахаз, Еhояким и др.) случались войны и голод (Млахим II, гл. 16, 23, 24).

Закон о красной корове - типичный пример закона категории хок. Из рассмотренных здесь заповедей к числу законов такого типа относятся все законы о жертвоприношениях и о нечистоте, а из заповедей, которые мы не упоминали, - запрет надевать одежду, в ткани которой есть и овечья шерсть, и лен (такое сочетание называется шаатнез), и некоторые другие законы. Суть этих заповедей скрыта от нас, но какие-то объяснения возможны и здесь. Так, Раши от имени раби Моше hа-Даршана указывает на связь между заповедью о красной корове и грехом поклонения золотому тельцу. Евреи настойчиво добивались от Аhарона, чтобы он помог им сделать золотого тельца, и отдали для этой цели свои золотые украшения. Неодушевленному, “мертвому” предмету они воздали почести как Б-жеству. Теперь, осквернясь от мертвого тела, они станут выполнять для очищения совсем непонятную заповедь.

“Корову красную”

Если сын служанки насорил в доме, где она работает, естественно потребовать от нее, чтобы она убрала помещение. Евреи загрязнили себя историей с золотым тельцом - теперь корова должна очистить их от нечистоты.

Почему красную? Красный цвет символизирует грех, как сказано: “Если ваши грехи будут красны...” (Йешаяhу, 1:18).

“Цельную”

“На которой не было ярма”

“И передайте ее Эльазару-коhену”

“И сожгут корову

“И возьмет... коhен кедровую ветку, и иссоп, и червленую нить, и бросит на [место] сожжения коровы”

“Будет храниться у общины сынов Израиля”
- как грех поклонения золотому тельцу, вина за который лежит и на грядущих поколениях (“...В день взыскания взыщу с них за их грех” - Шмот, 32:3 (19:6) - возьмет три вида предметов соответственно трем тысячам человек, пострадавшим из-за тельца. О значении кедра, иссопа и червленой нити мы уже говорили (глава “Мцора” книги “Ваикра”). Кедр выше других деревьев, а иссоп - трава. Пусть тот, кто гордился и считал себя кедром, почувствует, что находится на одном уровне с иссопом и червяком, кровью которого окрашена нить.” - аналогия с тем, как Моше сжег тельца. - напоминание о нажиме, который в истории с золотым тельцом евреи оказали на Аhарона-первосвященника.. Изготовив золотого идола, израильтяне показали, что снимают с себя ярмо Небес. Теперь, исполняя закон о корове, не знавшей ярма, они подтвердят, что признают власть Всевышнего. (на иврите - тмима). После получения Торы и до поклонения золотому тельцу евреи были духовно цельными. “Цельная” корова поможет им вновь обрести это утраченное качество.. Почему именно корову? окончательно разгадать тайны природы. Ведь, в конце концов, мы сами - часть природы, часть той тайны, которую пытаемся раскрыть”.), у которой нет увечья, на которой не было ярма”4).

В законе о красной корове есть особенно странная деталь, даже как будто нелогичная. Пепел этой коровы очищает, однако все, кто принимал участие в его приготовлении, становятся нечисты. Как это объяснить? Корова оскверняет всех, кто занимается ею, подобно тому, как золотой телец осквернил всех, кто занимался им.

Так же, как евреи очистились от греха изготовления тельца тем, что сожгли его, т. е. его золой, они очистятся пеплом красной коровы от нечистоты, вызванной контактом с мертвым телом.

Теперь вторая странность этой главы. "Убегающий колодец"

Евреи странствуют последний год. В первый месяц этого года они пришли в пустыню Цин и остановились в Кадеше. Здесь умерла и была погребена Мирьям. С ее смертью исчез сопровождавший евреев в пустыне колодец Мирьям, не стало у них воды, и они обрушились с упреками на Моше и Аhарона. “И спорил народ с Моше... 'Для чего привели вы общину Г-спода в эту пустыню, чтобы умерли тут мы и скот наш? И зачем вы вывели нас из Египта?..' И Г-сподь говорил Моше так: 'Возьми посох и собери общину, ты и Аhарон, твой брат, и скажите скале на глазах у них, и даст она воду... и напоишь ты общину и их скот'. И собрали Моше и Аhарон общество перед скалою. И сказал им [Моше]: 'Слушайте же, строптивые! Из этой ли скалы извлечь нам для вас воду?' И поднял Моше руку свою, и ударил скалу своим посохом дважды, и обильно полилась вода, и пила община и их скот. И Г-сподь сказал Моше и Аhарону: 'За то, что вы не поверили Мне, чтобы явить Мою святость на глазах у сынов Израиля, не введете вы эту общину в страну, которую Я дал им'“
(20:3-5, 7, 8, 10-12).

Все комментаторы задаются вопросом: в чем провинились Моше и Аhарон? Два из их объяснений мы приведем здесь.

По мнению Раши, основного комментатора Танаха, грех Моше был в том, что он ударил по скале, тогда как ему было велено обратиться к ней со словами. Веление Б-га надо исполнять в точности, ничего не изменяя. Если бы Моше не ударил по скале, а лишь объявил ей волю Б-га, в результате чего из скалы забил бы родник, то психологический эффект этого чуда был бы сильнее. Человеку свойственно извлекать

Рамбам говорит: грех заключался в том, что Моше рассердился - назвал евреев строптивыми - и в гневе ударил по скале. А рассердился вождь вот почему: сначала он обратился к скале с приказом - но не успела еще потечь из нее вода, как евреи стали нервничать и потребовали от Моше обратиться к другой скале, на которую не указал Всевышний. Моше не только позволил себе гневаться, но - что еще хуже - дал повод другим оправдывать собственную вспыльчивость: если уж величайший из пророков не сдержал гнев, что с нас спрашивать!

А в чем была вина Аhарона? Увидев, что Моше разгневан, Аhарон должен был его успокоить. Талмуд приводит множество высказываний еврейских мудрецов о пагубном влиянии гнева. Сказал Реш-Лакиш: “Когда человек впадает в гнев, то если он мудрец - мудрость покидает его, а если пророк - пророчество оставляет его” (Талмуд, Псахим, 66б). Сказал р. Мани бар-Патиш: “Даже если гневливому предопределен высокий пост, он его не удостоится” (там же). Сказал р. Йонатан: “Вспыльчивого постигнут все наказания ада” (Талмуд, Недарим, 22а). Рабейну Ашер говорит, что гнев столь же болезнен для организма, как адские мучения - для души. “Гнев приводит к тому, что человек может сдерзить даже Б-гу” (Сефер хасидим, 145). Рав Нахман бар Ицхак говорит (Талмуд, Недарим, 22б): “Если видишь человека, который часто впадает в гнев, знай, что грехов у него больше, чем заслуг, как сказано: 'У того, кто сердится, много грехов'“ (Мишлей, 29:22). Бар-Капара говаривал: “Раздражительный не выигрывает ничего, кроме своей раздражительности” (Талмуд, Кидушин, 40б,41а). Ну а в “Сефер хасидим” (145) есть прямая угроза: “Сердитые люди умирают прежде времени, как сказано: 'Глупца убивает гнев' (“Иов”, 5:2)”.

Все мы знаем, что гнев - нередкая причина сердечных приступов. И все мы при желании можем сдержать свои эмоции. Но вот что странно. Обходись нам каждое злое слово в сотню долларов, мы как-нибудь умудрились бы свести их количество к минимуму. Почему же мы не делаем этого ради собственного здоровья? Ведь оно дороже денег! В момент гнева человека покидает вера. Если бы он верил, что все от Б-га, что Всевышний испытывает его выдержку, он бы не вышел из себя. Раз уж назначено ему Небом огорчение, он непременно его испытает, если не от человека, который рассердил его в данную минуту, то от чего-то другого (по книге Алтер Ребе “Ликутей-амарим”).

Раби Хаим Виталь в своем труде “Шаар руах hа-кодеш” приводит слова святого кабалиста Аризаля. Тот говорил, что гнев хуже других грехов, - даже если еврей сердится из-за того, что кто-то нарушает святую заповедь. В гневе человек перестает быть самим собой, поступает не так, как поступил бы в спокойном состоянии. Он может даже поднять руку на ближнего. На время его покидает святая душа. Гнев - это временное самоубийство. Человека, охваченного гневом, приравнивают к идолопоклоннику: ведь в этот миг он, как мы уже говорили, теряет веру в то, что и огорчение, и радость приходят к нам по воле Всевышнего, он ничего не видит и не слышит вокруг, кроме себя.

Рав Зильбер хочет убедить своих читателей в том, какое это благо - уметь обуздывать свой гнев, что я готов приводить все новые и новые примеры. Перед смертью отец завещал сыну, всегда относившемуся к нему с величайшим почтением: “Ты уважал меня при жизни, уважай и после смерти. Запомни мою просьбу: если вдруг рассердишься, дай своему гневу 'переночевать', смолчи до следующего утра”. Спустя какое-то время после смерти отца сын его уехал по делам в заморские страны, оставив дома беременную жену. Много лет пробыл он вдали от семьи и наконец вернулся в свой город. Дело было поздней ночью. С радостным волнением возвратившийся открыл дверь и вошел в прихожую. Вдруг он услышал из спальни мужской голос и звук поцелуя. В гневе вошедший выхватил меч, но... вспомнил завет отца и остановился. И тут раздался голос жены: “Сын мой, много лет прошло с тех пор, как уехал за море твой отец! Не знает он, что у него родился мальчик, что вырос он и пришло время его женить...” Воскликнул этот человек: “Слава Всевышнему, что я сдержал гнев! И благословен мой отец, который завещал мне это!” (Сефер хасидим, 655).

Войны и дипломатия

Кадеш, где остановились евреи, находился на границе со страной Эдом. Посол израильтян попросил у царя Эдома разрешения пройти через его земли в Эрец-Исраэль: “[Позволь] нам пройти по твоей земле. Не пройдем по полю и по винограднику и не будем пить воду из колодцев. По главной дороге пойдем, не уклоняясь ни вправо, ни влево, пока не перейдем твою границу'. И сказал ему Эдом: 'Не пройдешь через меня, а [если не послушаешься], я с мечом выйду навстречу тебе'. И сказал ему [посол от имени] сынов Израиля: 'По проложенной дороге пройдем, и если воду твою будем пить, я и мой скот, то заплачу за нее...' И сказал он: 'Не пройдешь'. И... отошел Израиль от него” (20:17-21). Как видите, царь отказал (ниже станет понятно, почему мы так полно цитируем этот отрывок Торы).

Евреи двинулись в обход вдоль границы Эдома и пришли в hор hа-hар (букв. “гора на горе”, меньшая на большей). Здесь в первый день месяца ав умер Аhарон-первосвященник, и оплакивал его весь дом Израиля тридцать дней.
О Моше сказано: “И сыны Израиля оплакивали Моше на равнинах моавитских тридцать дней...” (Дварим, 34:8). А про Аhарона сказано: “...и оплакивали они Аhарона тридцать дней, весь дом Израиля” (Бемидбар, 20:29) - то есть и мужчины, и женщины: Аhарона все любили. Почему? Это был человек, который всю жизнь помогал установлению мира между людьми. Он был мастером мирить поссорившихся, был в этом весьма изобретателен. Талмуд приводит, например, такую сценку. Поссорились двое. Встречает Аhарон одного из них и говорит: “Сын мой, я видел того, кто тебя оскорбил. Он очень жалеет об этом, чуть не плачет”. Потом отправляется к другому и говорит примерно то же. Поссорившиеся встречаются и становятся друзьями. Об Аhароне сказано: “В мире и честности ходил он со Мной и многих отвратил от греха” (Малахи, 2:6).

Говорит раби Меир: “Человек стал себя вести нехорошо. Встречается ему Аhарон, здоровается, беседует с ним. Когда впоследствии этот еврей близок к тому, чтобы согрешить, ему вдруг приходит на ум: как же я потом посмотрю в лицо Аhарону! Знай праведник, что я сделал, он бы стыдился со мной разговаривать”.

Много пар, оказавшихся на грани развода, помирил Аhарон. И тысячи евреев в том поколении носили его имя: они родились от супругов, которые решили было разойтись, но помирились благодаря ему. Давая сыновьям это имя, приговаривали: пусть он будет похож на Аhарона! Не случайно сказал hилель: “Будь учеником Аhарона: стремись к миру [в своей среде] и добивайся мира, люби людей и приближай их к Торе”.

После смерти Мирьям евреев покинул колодец, после смерти Аhарона от них ушли облака, без малого сорок лет защищавшие их в пустыне от палящего солнца (спустя некоторое время и то, и другое вернулось благодаря молитвам Моше).

Услышав об этом, царь близлежащей страны, Арада, решил, что теперь евреи беззащитны, и напал на них. Те, с Б-жьей помощью, разбили его и двинулись дальше.

Завершив обход Эдома, израильтяне подошли к границе Моава, царь которого тоже не позволил им пройти через свою территорию. Обходя Моав, евреи оказались у реки Арнон, омывающей его с севера и граничащей с Эмори. Зная, что на днях они должны тут появиться, враги подстерегали их, собираясь атаковать пришельцев.

И здесь произошло чудо. По обоим берегам реки Арнон были горы, а в них - пещеры. Враги евреев укрылись там и готовились к нападению. И вдруг - землетрясение! Горы сдвинулись, и все эморитяне были раздавлены сдвинувшимися горами. Евреи прошли эти места, так и не узнав, что их ожидала засада. Им стало известно об этом только позже.

“Потому и сказано в книге битв Г-спода: 'Происшедшее в Красном море и у русел [притоков] Арнона...'“ (21:14). События, которые произошли с евреями у реки Арнон, были чудом, как и события у Красного моря: враги Израиля погибли в обоих случаях.

Мы часто оказываемся спасенными от многих бед, не зная, как это произошло. Это и есть скрытые чудеса “Того, Кто один творит великие чудеса, ибо милость Его навеки” (Тhилим, 136:4). Прежде чем евреи подошли к реке Ярден у границы Эрец-Исраэль и остановились напротив города Йерихо, им пришлось участвовать еще в двух сражениях: с царем эморитян Сихоном и с царем Башана Огом. Оба сражения завершились, с Б-жьей помощью, их победой.

Выше мы подробно цитировали отрывок, в котором Израиль обращается к Эдому за разрешением пройти по его территории. Теперь, в эпизоде с Сихоном, Тора повторяет буквально тот же текст (21:21-23): “И послал Израиль послов к Сихону, царю эморитянскому, сказать: '[Позволь] мне пройти по твоей земле! Не станем заходить в поля и виноградники, не будем пить воду из колодцев, по главной дороге пойдем, пока не перейдем твою границу'. Но не позволил Сихон Израилю пройти через свой предел; и собрал Сихон весь народ свой, и выступил против Израиля в пустыню”.

А в стихе 33 сказано:
“...и выступил против них Ог, царь башанский, он и весь его народ...”
Зачем эти повторы и подробности? Чтобы подчеркнуть: Израиль никогда не был агрессором. Не был и не будет.
(19:2), и передать ее Эльазару-коhену. Тот должен вывести корову за пределы стана и присутствовать при ее убое, затем семикратно побрызгать ее кровью “в направлении передней стороны Шатра Собрания (то есть в направлении Святая святых. - И. З.)” (19:4) и полностью сжечь тушу, бросив в огонь кедровую ветку и траву иссоп, связанные шерстью красного цвета. Пепел сожженного животного “будет храниться у общины сынов Израиля” (19:9). Он хранится вне стана и используется для очищения тех, кто в этом нуждается.
В тексте использованы материалы рава Ицхака Зильбера

парашот, иудаизм, недельная глава

Previous post Next post
Up