Feb 04, 2019 09:28
На мой взгляд, ставить «Мастера и Маргариту» на театральной сцене дело очень сложное. Необходима огромная смелость и уверенность в том, что ты делаешь, и четкое понимание, есть ли в труппе актеры, которые сумеют достойно воплотить основных ключевых персонажей этой знаковой для нескольких поколений российских читателей книги.
Исходя из этой мысли, я шла на спектакль в МХАТ имени М. Горького, будучи крайне настороженным зрителем, готовым к любому повороту событий. Спектакль - детище уже покойного режиссера- постановщика Валерия Беляковича. Большая работа, длительностью четыре часа с одним антрактом, в которую умещается фактически вся сюжетная фабула романа. Спектакль многосложный, много разнообразных отзывов о нем. Но я, с вашего позволения, просто поделюсь своими впечатлениями.
На сцене очень удачные декорации. И Москва, по которой разгуливает Воланд с компанией, и места, где происходит библейская часть романа, воспроизводятся с помощью восьми, если я не ошибаюсь, железных листов, которые поочередно становятся с помощью света и звука стенами и камнями древнего города, зрительным залом варьете , той самой скамейкой на Патриарших, и даже небом, по которому несется невидимая, освобожденная от всех условностей и проблем Маргарита. Отсутствие лишних деталей придает спектаклю динамичности и позволяет, как и в книге, переходить с библейской истории на историю фантасмагорическую без дополнительных вводных.
Пластика движения - не нашла, к сожалению, в программке хореографа, но двигаются и танцуют актеры совершенно замечательно.
Я слышала много вариантов аудиоверсий книги, но именно в этом спектакле литературные куски звучат безукоризненно, а еще у актеров очень красивые голоса - такой маленький райский нюанс для аудиалов.
Костюмы, специально разглядывала близко и пристально - отлично повторяют моду того времени, попадают в описания, данные Булгаковым. Единственно с чем я, пожалуй, не соглашусь, но это в принципе сложная задача - с плюшевыми ушами кота Бегемота. На мой вкус, было бы достаточно и того сложного грима, который есть. Все остальное кошачье и хулиганское и пластикой, и голосом актер (А. Наумов) воспроизводит очень удачно и без дополнительных аксессуаров.
Теперь по порядку:
Воланд (М. Кабанов) удивлена трактовкой, потому что никогда ранее не пыталась представить себе Воланда эдакой демонической шпаной. Мне Воланд всегда казался более весомым. В контексте этого, даже бал выглядит не таким устрашающим, а скорее карнавальным вариантом.
Такому Воланду и свита, соответствующая:
Про Бегемота я уже написала.
Неожиданным выходит брутальный Азазелло (А. Оя) - делается большой акцент на выдающиеся бицепсы актера, но играет он иронично и много тоньше, бережно обходится со своим персонажем.
Вполне походящий к описанию Булгакова Коровьев (Т. Ивашина)
И сексуальная, молчаливая Гелла ( Е.Кондратьева) -никаких претензий и дополнительных комментариев, вполне в контексте написанного автором.
Мастер. У Булгакова нет точного описания Мастера, потому этот герой может иметь любую внешность и любые характеристики, которыми его захочет наградить исполнитель. В интерпретации (А.Титоренко) Мастер - несколько уставший от жизни, величавый и благородный персонаж.
Маргарита (И. Фадина). Очень понравилась сцена полета. Актриса хороша и точна в первой части спектакля и во взаимодействии с Мастером, и с Воландом, и с его свитой, но как-то теряется в сцене бала.
Иван Бездомный (Д.Корелин) - все монологи и диалоги - это настоящий Иван. Но вот с групповыми сценами, выходило не так удачно, я опишу ниже.
Берлиоз и Варенуха соответственно (Б.Бачурин) и ( К.Ананьев) - думаю, что М.А. Булгаков мог бы быть доволен, я никаких разночтений ни с текстом, ни с собственным представлениями не нашла.
Каифа (А.Самойлов) - закономерно вызывает неприязнь. А значит, очевидно, персонаж получился.
Иешуа (А.Чубченко) - трудная роль, но на мой взгляд, у актера вышло показать и человеческую, и духовную, если можно так сказать, часть персонажа и отдельно доброту его. Это не выглядело фальшиво, это было удачно.
Понтий Пилат (В. Клементьев) - самая лучшая вариация персонажа, которую я могла себе представить. Великолепная актерская работа. Красивый, низкий голос актера добавляет впечатления. Удачно все. Наслаждалась каждым появлением.
Левий Матвей (М.Дахненко) -огромная благодарность за воплощение героя, за такую большую работу и такую потрясающую точность исполнения и я бы сказала наполнения персонажа. Сколько не читала книгу, сколько не смотрела ее вариаций в театре и в кино, ни разу не удавалось увидеть этого героя таким настоящим и живым. Наконец, мне стали понятны его метания, и его поступки.
Отдельно о сценах групповых. С ними мне показалось не все равноценно.
Неудачно на мой вкус вышли сцены с сумасшествием Бездомного и сцена в клинике.
Проблема одна - слишком много персонажей, мельтешение, рассеивается внимание и не понятно, что происходит. Не понравилось - медсестра с накладной попой, невнятный персонаж доктора. Сценка в духе ранних "Лицедеев", но неудачно скопированная. Не читай я первоисточника, я бы не поняла вообще, что происходит. За мной, в зрительном зале сидело два ряда школьников, именно на моменте сцены в сумасшедшем доме, им, до того, внимательно смотревшим на сцену, стало невыносимо скучно и приходилось успокаивать их разговоры.
Бал с визуальной точки зрения вышел красивым. Но по содержанию мне показался, скорее скомканным, и основная роль Маргариты на нем, принесенная ею жертва, не прослеживается явно.
Очень понравилась основная сцена в варьете. Это красиво и ярко с визуальной точки зрения.
Прелестная, прелестная находка с участием современной публики в представлении. Это лучше увидеть своими глазами. Вышло удачно и тонко на мой взгляд. Другие сцены в варьете вполне передавали атмосферу нэпманской Москвы, были яркими и красочными.
И если вы любите «Мастера и Маргариту» так же, как и я, стоит этот спектакль посетить. Несмотря на отмеченные мною сложные моменты, это качественное зрелище, достойное внимания зрителей. Ну, а остальное уже - дело вкуса субъективного. :)
театр