Когда я только-только появилась в Бней-Браке, одна местная харедка (современная) сказала мне:
-Брюки носить не запрещено. Просто не принято.
"Не принято" в Бней-Браке равняется "запрещено". Поэтому - низзя. Так это следует понимать.
Когда-то, не знаю когда, ряд раввинов запретил женщинам носить брюки, потому что это мужская одежда. Ясное дело, что это мужская одежда только для европейцев. Основание запрета - следующий пасук из Торы (Дварим, 22:5):
ה לֹא-יִהְיֶה כְלִי-גֶבֶר עַל-אִשָּׁה, וְלֹא-יִלְבַּשׁ גֶּבֶר שִׂמְלַת אִשָּׁה:
כְלִי-גֶבֶר - это "нечто мужское". Некоторые переводят "не будет мужского предмета (одежды) на женщине ", другие переводят "не будет мужского предмета на женщине". Вариант перевода зависит от того, на кого из комментаторов опирался переводчик. Раши поясняет, что "мужской предмет" - это оружие. Поэтому религиозные девушки не служат в армии. Накладывать тфиллин и молиться в таллите женщинам вроде тоже не запрещено, но народное сознание прочно считает и то, и другое "мужскими предметами".
Итак, харедийот не носят брюк. Даже сефардки - хотя их бабушки ходили в шальварах. Идо сих пор можно видеть старых йеменских бабушек в шароварах под платьями. Не-ношение брюк - обычай, такой же обязательный для ульра-ортодоксов, как ношение кипы. Кипа - не заповедь, но ее носят обязательно.
Что же касается религиозных сионистов, которые стараются соблюдать Галаху, не обязательно увлекаясь обычаями дедов, то ситуация немного иная. Раввин Мирьяшкиной школы объяснил девам следующее:
Можно носить брюки, если не виден внутренний шов от колена и выше.
То есть, или широкие брюки (брюки-юбка), или брюки с низкой мотней, типа "гаремные шаровары" или "афгани". В таких брюках не обтянута паховая зона. Если брюки обычные, то туника-платье-кардиган должны закрывать колено.
Девчонки в школах дати-мамлахти иногда носят шаровары, джинс-конверт, брюки под платьем . Эта радость продолжается до свадьбы. После свадьбы штаны уже редко увидишь. Но есть некоторые категории религиозного населения, которые упорно возрождают одежду восточных бабушек. Это гордые сефардки, обчыно голосующие за национально-религиозные партии, но не за ШАС. Результаты этнических поисков показать не могу - я всегда вижу это в шабат, а в шабат нельзя фотать. Обычно итог этнических экспериментов - комплект из белого платья, доходящего до середины икры, с белыми панталонами, отороченными кружевами или не отороченными, и белый платок с бахромой. Или вместо платка - расшитая шапочка. Я видела сразу несколько таких в синагоге в городе Маалот, иногда вижу в поселениях. По конфигурации - как арабская одежда Магриба, белый же цвет - в четь субботы. Если бы еще монисто громоздкое на шею повесили бы - совсем были бы, как арабки северной Африки.
Ниже привожу несколько примеров со старинных и современных фотографий и картинок:
Йеменская еврейка. Современное фото, костюм для церемонии "Хина"
Марокко, начало 20 века
Картина "Еврейский променад". 1890-е годы. Евреи Туниса. Женатые мужчины гуляют с женами, причем те одеты скромно - верхняя часть толстого туловища почти до колен замотана в покрывало. А вот незамужние девушки выставили напоказ свои прелести в белых и зеленых лосинах. И мужчины тайком подглядывают за ними, кося глазами налево.
Слева от главной героини этого снимка - еще девушка в джинс-конверте (джинсах вкупе с юбкой). Тоже кошерный вариант. Платка на ней нет. Или светская, или религиозная, но еще не замужем.
Джинс-конверт представляется мне вариацией на тему камиз-шальвара. Камиз-шальвар - это традиционный наряд Среднего Востока. Он состоит из камиза - платья прямого или расклешенного силуэта, длиной доходящего до колен, и шаровар. Как вариант шаровар - просто хлопчатобумажные брючки прямого фасона. Камиз-шальвар носят в Афганистане, Иране, Пакистане, во всех прочих станах, а также в Индии и кое-где в Индокитае. Камиз-шальвар - основа современных нарядов, особо популярных в странах ислама, но и не только.
Учитывая этнические искания наших гордых сефардок, у камиз-шальвара в Израиле большое будущее. Как есть индийский вариант, афганский вариант, так же может быть и еврейский. Ноги закрыты тонкими штанами, а не жаркими чулками, все очень скромно, современно, актуально - прекрасная одежда будущего.
Далее - шальвар камизы или камиз-шальвары. Источник:
http://fashiony.ru/page.php?id_n=3306