Уже несколько дней читаю поразительную книгу воспоминаний Йона Дегена - танкиста-гвардейца Советской Армии, героя Второй мировой, ныне живущего в Гиватаиме.
Уроженец Могилева-Подольского, он ушел на фронт в пятнадцать лет. В истребилельном взводе добровольцев было тридцать мальчишек - выпускников девятого класса местной школы. Двадцать семь евреев и три украинца. В книге Йона Дегена мы видим иную грань войны - вооруженной войны еврейских детей против взрослых фашистов. Почти никто из тех детей не дожил до победы. Потом было ранение, служба в разведке, еще ранение, танковое училище и танковая бригада прорыва - бригада смертников. В девятнадцать лет, будучи командиром танкового экипажа, Йон Деген начал писать стихи. Эти стихи знали все - Симонов, Межинов, Орлов - все военные поэты. Солдаты переписывали их от руки, и рукопись по дороге потеряла автора. Стихи стали народными.
Но они инкогда нигде не издавались, потому что в них, как и в прозе Дегена, была страшная правда о войне, Такого о войне не писал никто и никогда. Впервые они увидели свет несколько лет назад, когда одно стихотворение - в народной редакции - опубликовал Евтушенко в альмана-хе "Двести лет русской поэзии". Лишь после этого издатель познакомился с автором, когорого считал погибшим. Познакомился и написал:
Идут белые снеги на
Грязь, кровищу и ложь,
Но восемь строк Дегена
Ничем не сотрешь.
Вот эти восемь строк:
Мой товарищ в смертельной агонии,
Не зови понапрасну друзей,
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не кричи - ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки,
Нам еще наступать предстоит.
Другие стихи не хуже этого, но менее известны.
Мемуары Йона Дегена Интервью на Девятке (видео, очень интересно) Вот какие люди живут, оказывается, среди нас.