Оригинал взят у
bio_and_chem в
Вело Алтай 2016 часть 3
09.09.16
Встали, позавтракали и уже часов в 8 вышли на дорогу. По началу было немного прохладно, но через час полтора солнце выглянуло из-за гор. К этому моменту мы уже успели проехать километров 25. В районе точки нашей плановой ночевки наблюдали за группой сплавляющихся по Чуе. Они ковырялись со своими лодками у МЧСовского автобуса, который и привез их к порогу. Мы катили все дальше и дальше по знаменитому Чуйскому тракту.
Дорога и в правду очень красивая, но я не могу сказать, что она «велосипедная»… Дорога классная, хороший асфальт и вполне приемлемый трафик, однако все-таки на мой вкус, для того чтобы получать истинное удовольствие от езды на велосипеде нужно, чтобы дорога занимала внимание, чтобы велосипедом нужно было управлять, а не просто катится. Но в том, что Чуйский тракт асфальтовый тоже есть прелесть, можно практически не отрываясь любоваться восхитительными видами Алтая. Кроме того после последних трех дней, один из которых ознаменовался самым крутым, а другой самым высоким перевалами, мы могли немного отдохнуть. Перед обедом остановились у памятника шоферам. В этом месте, наверное, ближе всего к «новому» тракту подходит «старый». Пофотографировали и двинулись дальше. На меня старый Чуйский тракт произвел большое впечатление - узкий, без ограждений и судя по тем участкам, которые периодически видно с новой трассы, в 90% случаев с одной стороны скала, а с другой обрыв. По такой дороге и на современной-то машине с кучей помощников, камер обзора и т.д. ехать, мне кажется, было бы страшновато, а уж на послевоенных маломощных грузовиках - даже сложно представить…
Обедать остановились в придорожном кафе с бетонным Оленем у крыльца в деревне Ак-Бом. Меню сибирско-монгольское: манты, лагман, пельмени, чай из алтайских трав. Саня купил медовухи на вечер. Досыта наевшись, пофотографировав окрестные виды и скалу, давшую название деревне, покатили дальше, заглянули в магазин в Иодро, купили сладкое, гречку, вина, апельсин и яблоко, поскольку у Сурка в планах стоял глинтвейн в горах.
Через 15км добрались еще до одной достопримечательности Алтая - каменного война. Каменный столбик с высеченным на нем лицом, и различным оружием. Утверждается, что «воину» и петроглифам, на скале за его спиной около 2500 лет. Вероятно чье-то ущемленное самолюбие (2500 лет назад рисовали на скале - я тоже могу) не дает им спокойно пройти мимо и просто посмотреть на археологический памятник. Поэтому почти на всех доступных скалах вдоль Чуйского тракта красуются «шедевры» современной наскальной живописи в духе «Таня+Миша и Кирил» в том числе и на скале, которую так долго охраняет этот каменный истукан. Отъезжая от воина, Пень отпустил какое-то саркастическое высказывание в адрес памятника, за что его тут же «догнала» карма - в первый раз за поход он не смог отстегнуться от педали и завалился на бок, увлекая за собой Сурка, который пытался объехать замешкавшегося на подъеме товарища.
Километра через три доехали до еще одного археологического комплекса и решили сходить на экскурсию. Саня сказал, что устал и не против посидеть с великами. Мы с Пнем и Сурком догнали экскурсовода и около получаса слушали различные легенды и трактовки нанесенных на скалы рисунков. Интересно было сравнить Алтайские петроглифы с Беломорскими, примерно одно время происхождения, однако, Алтайские более детальные, в плане прорисовки отдельных фигур, Беломорские же масштабнее и с более богатым сюжетом, как мне показалось.
Через час езды добрались до природной достопримечательности - места слияния белой Чуи и бирюзовой Катуни, на этом наша асфальтовая передышка закончилась, впереди было почти три дня грунтовок и конских троп.
Перебрались через Катунь по новому мосту, старый смыло наводнением в 2014г. После моста дорога поднимается на небольшое плато, ограждение и часть дорожного полотна местами сползло метра на два к реке.
Наверху нам открылась долина Катуни, залитая лучами солнца пробивающегося через тучи и уходящая стенами гор к горизонту. Прокатившись по пригорку, покрытому ковром из немного пожухлой травы, мы понеслись вниз к Катуни, к очередному восхитительному месту для лагеря. Остановились в рощице из тополей, не доезжая деревни Инегень.
Искупались в Катуни, ну как искупались, я зашел по пояс и вышел, Пень один раз окунулся, Сур немного полежал на камушках на мелководье, Саня тоже забежал и сразу назад. Очень холодно! На ужин у нас было блюдо названое Орочья похлебка №1 - это был сушеный гороховый суп с копчеными ребрами, купленными в Акташ, дополненный до нужной густоты сублимированным фаршем, и лапшой. Готовили на газу, но как всегда, для душевности развели костер. Под потрескивания дров, разговоры о красоте мест и обсуждении наших возможностей по попаданию на Кара-Тюрек распили медовуху и встретили еще один восхитительно звездный вечер.
Позже к нам подошел местный мужик, поболтали с ним немного, спросили можно ли пройти на Тюнгур, потому как это была самая сложная в навигационном плане часть нашего пути. Он сказал, что на велосипедах конечно можно. Успокоенные его словами, немного захмелевшие от медовухи мы отправились спать. Меновазина оставалось треть пузырька.
10.09.16
Туманное утро. Противоположного берега реки видно не было. Пока завтракали и собирались, солнце поднялось выше и разогнало молочную дымку. Сур собрал пару постановочных кадров и серии “tent-
view”. Набрали воды, развели адаптона и выдвинулись дальше. Минут через 30 уже выехали из деревни Инегень. Дорога вполне приличная, метров через 200 после деревни развилка, навигатор, согласно нарисованному в Москве маршруту, основанному на показаниях google и Яндекс - карт, повел нас направо (ехать нужно налево). Дорога поднялась на пригорок и пошла дугой вдоль гор.
Жарко, по колее прыгает огромное количество кузнечиков размером в пол пальца, они вылетали из пожухлой травы прямо под колеса, бились о ноги, рюкзаки, особо удачливые попадали в руки, никогда не видел такого количества кузнечиков таких размеров. Воздух вокруг просто неустанно трещал. Проехали небольшую ферму, забрались еще немного повыше. Повсюду паслись лошади, Сур попытался приманить одну из них яблоком, но чувство страха к незнакомому человеку превзошло любопытство - табун проскакал мимо.
Дорога постепенно поднималась в гору, и через какое-то время мы вышли к очередной развилке. Хорошая дорога уходила сильно в горы и вправо, а нам нужно было вперед и вниз к Катуни, куда уходила тропинка весьма сомнительного качества, местами ее едва можно было разглядеть в траве. Оставив Санька и Пня с великами, мы с Сурком спустились немного по тропе, посмотреть есть ли у нее продолжение. Продолжение у тропы было, хотя та часть, которая вела на спуск, была от нас частично скрыта, зато дальше вдоль Катуни была видна вполне приличная дорога. Сур попытался залезть на примыкавший к тропе горный выступ, чтобы рассмотреть спуск лучше, и был достаточно удивлен тем, что внизу идет дорога, вполне проезжаемая для автомобиля, но гораздо больше Сурка были удивлены его появлением на вершине выступа люди, которые поставили лагерь на берегу Катуни под этим выступом. Вернулись к парням, взяли велики и покатили вниз по тропе зажав тормоза почти до полной блокировки колес.
Достаточно быстро проехали точку с которой мы осматривали тропу и оказались на той ее части которую заранее так и не удалось увидеть… Это была почти не различимая в каменных выступах и трещинах, заросшая какими-то колючками тропка, едва пригодная для того чтобы по ней идти пешком, не говоря о том чтобы тащить велосипед с рюкзаком.
Click to view
В какой-то момент, переводя дух после очередного пройденного кусочка тропы, глянули вверх и обнаружили лежащую на каменном выступе корову, которая отсутствующим взглядом смотрела то на нас, то вдаль к горизонту. Мы так и не поняли, что могло ее заставить взобраться на такую высоту, тем более что рядом даже особо не было травы, только камень…
Выбрались на дорогу и достаточно бодро покатили дальше. Дорога местами завалена отколовшимися от примыкающих скал валунами. Километра через 1,5 добрались до места, которое во многом определило необходимость проехать этим маршрутом - небольшой мостик построенный «джиперами» в 2006 году нависающий над рокочущей внизу Катунью и накрытый козырьком скалы. Пофотографировались и покатили дальше.
На «козью» тропу мы потратили достаточно много времени и, несмотря на то, что проехали совсем немного уже заметно устали и проголодались, поэтому, когда дорога уперлась в лес и пошла в гору, было решено встать на обед. Пока варили суп мимо нас прошли 4 туристки, последняя, поинтересовавшись, куда мы направляемся и, услышав, что мы едем в Тюнгур сказала: «Удачи Вам, парни». Эта фраза стала почти девизом оставшейся части похода и произносилась Сурком перед наиболее «приятными» для преодоления частями пути в стиле подражания девичьему голосу, после правда кто-нибудь из нас обычно добавлял «да какого ж …» или что-то в этом духе. Это поднимало наше моральное состояние, и мы продолжали толкать велосипеды в какую-нибудь очередную гору.
После обеда мы взобрались по небольшому серпантинчику метров на 70 вверх, за что были вознаграждены замечательным спуском по узкой тропинке, разместившейся на склоне оврага по которому течет р. Казнахта. Тропа на спуск начинается на небольшом лугу, идет вдоль Катуни, а потом ныряет в березовый лес, поворачивает направо и заканчивается бродом через р. Казнахта.
Речка небольшая, но очень холодная и с очень сильным течением, сопротивление, которое создают воде спицы колеса просто огромное! После брода тропа вновь уходит вверх. Замечательный желтеющий березовый лес! Примерно через километр подъем закончился, и мы поехали по пологим лугам, заросшим травой и какими-то колючками, который больно хлестали нас по рукам и ногам. В какой-то момент остановились перевести дух, и пофотографировать, а когда тронулись дальше, метрах в двух от нас вскочила олениха и унеслась по склону вверх с бешеной скоростью! Обидно, что как раз на остановке мы с Сурком выключили камеры.
Поехали дальше, Сур немного оторвался вперед, а когда мы его догнали, сказал, что упал и ушиб колено. Дорога очень живописная, местами с выложенным камнями ограждением. Проехали еще несколько перелесков и лугов. Саня с Сурком немного вырвались вперед, но вскоре мы с Пнем их догнали. Сур пробил камеру. Пока чинились, солнце начало клониться к закату, а это означало, что у нас осталось около 40 минут светлого времени, решили спуститься к Катуни и встать на ночь. В итоге мы проехали только 2/3 пути до Тюнгура. Поставили Сурку новую камеру и поехали вниз, по началу спуск был достаточно пологим, но в какой-то момент тропа неожиданно стала сильно круче, так что задний тормоз велосипед уже не останавливал, а передним тормозить было страшно, в итоге я не нашел ничего лучше чем уронить велосипед на склон набок. Сур успел остановиться, подъехал Пень, сказал, что Сани не видно, опасаясь, что он где-нибудь разложился, я побежал вверх по тропе, но почти сразу увидел его, спокойно едущего к нам. Последнюю часть спуска прошли пешком, удерживая велосипеды тормозами. В небольшом лесу на берегу Катуни поставили лагерь. Сварили орочью похлебку №2 и дополнили ее глинтвейном. Отличный вечер после тяжелого дня. Меновазин, Сон.
11.09.16
Ночью было достаточно холодно, я несколько раз просыпался, в один из которых был неприятно удивлен воем, доносившимся с другой стороны реки. Утром Сур сказал, что тоже слышал вой. Из палаток вылезли, а вокруг молоко, видимость метров 5 не больше.
Пока готовили завтрак, туман немного развеялся, показались горы. Перед продолжением маршрута провели небольшое техническое обслуживание велосипедов: поменяли Саньку болты в багажнике, поднастроили переключатели и отправились дальше. Вскоре добрались еще до одного брода, такого же холодного, но не столь мощного как днем ранее, хотя к противоположной стороне он становился глубже и пройти можно было только по веренице камней или по поваленной березе.
Километра через 3 от ночевки дорога ушла пошла по лесу примыкающему к Катуни, появились достаточно большие лужи и кочки. Сур воодушевился возможностью немного попрыгать и с криками «ниндзя, ниндзя» начал скакать по кочкам, но в какой-то момент поскользнулся на грязи и с тем-же криком «ниндзя, ниндзя» чуть не с велика в лужу. Проехали памятник Сухову, я немного поплутал по лугам в поисках каменных воинов, но мы их так и не нашли. На подъезде к Тюнгуру распугали стадо овец, которые бросились всем скопом перебегать перед нами через дорогу. В Тюнгуре остановились у магазина, на двери висела табличка «Я в клубе». Заглянул в соседнее здание поселкового клуба, в холе первого этажа сидело несколько женщин и что-то празновали за столом собранным из нескольких парт. Спросил не знают ли они как попасть в магазин, одна из них сказала что сейчас подойдет. Вышел на улицу, жарко, на небе ни облачка, парни спрятались в тени магазина и устроили сеанс связи. Вскоре вышла продавщица и открыла магазин. Затарились едой на 2 дня, купили йогуртов. Пень традиционно взял сникерсы и лимонад. Оставалось купить хлеб и колбасу, продавщица сказала, что, наверное, они есть в магазине на другом конце поселка. У подошедших за нами туристов спросили, не знают ли они где тут можно пообедать, они отправили нас через реку на базу «Высотник». Проехали через Тюнгур, заглянули в магазин перед мостом, купили недостающего хлеба и колбасы. От моста начинается дорога в базовый лагерь Белухи, она проходит через деревню Кучерла, а после нее разветвляется в основном ходят через перевал Кузуяк и дальше вдоль р Акем. Но есть второй маршрут, вдоль реки Кучерла и далее на перевал Кара-Тюрек - По этой тропе мы хотели сделать радиалку и посмотреть на Белуху, но из-за отставания в пол дня, короткий световой день и уже достаточно сильная накопившуюся усталость мы решили отложить этот участок на другой раз. Тем более что возвращаться по тропе Тюнгур - Инегень мы уже не планировали и собирались ехать через Усть-Кан, а значит наш маршрут увеличивался почти на 150км. Добрались до базы «Высотник» и зашли в кафе, заказали по «усиленному» обеду, дополнительно усилили его чебуреком и кружкой пива.
Съели обед а когда дело дошло до пива оказалось, что оно закончилось, но не совсем, есть новый кег, но человек который умеет их менять ушел в горы. Узнав, что проблема состоит только в том, что нужно подключить новую бочку я сказал, что могу это сделать. Тогда нас с Саней немного поводили по служебным помещениям в поисках новой бочки, в сарае ее не нашлось и мы, уже было, совсем расстроились, но она нашлась в баре. За подключенную бочку две из четырех кружек пива нам достались бесплатно. Пока официантка ходила в кухню узнать как обстоят дела с чебуреками, Сур стоял и разглядывал карту, измеряя пройденное за последних два дня расстояние пальцами и размышляя вслух тропе: «Такая маленькая, но как же она нас поимела…» Ровно на этой фразе официантка вернулась обратно и хихикнула Сурчиному высказыванию. Сказала что за день до нас у них были мотоциклисты, они оценили дорогу гораздо жестче.
Отлично пообедав, отправились дальше, вновь переехали Катунь и повернули в сторону Горно-Алтайска. На выезде из Тюнгура дорога проходит через очень живописную березовую рощу, по обочине вновь появились таблички, предупреждающие о клещах.
Отдохнувшие и слегка захмелевшие от выпитого пива летели по дороге. Через час проехали деревню Катанда, и посмотрев в карту обнаружили, что скоро кончится лес, поэтому решили искать место для ночевки. Встали на берегу Катуни, неожиданным образом до заката было еще часа 2, а то и больше. Устроили себе день отдыха, пили квас, валялись на пенках, предприняли с Сурком попытку половить рыбу ничего не поймали. К вечеру стало зябко. Немного посидев у костра, завалились спать. Отличный день!