Ура! С видосиком для полноты картины :D
Оригинал взят у
bio_and_chem в
Вело Алтай 2016 часть 2
06.09.16
Проснулись часов в 8. Солнце еще не успело выглянуть из-за гор, поэтому было достаточно зябко. Первым встал Сур и всех растолкал. Развел костер, с костром уютнее и теплее. Приготовили на горелке завтрак. Пока собирались, солнце поднялось выше и начало пригревать. Когда вешал рюкзак на велосипед, обнаружил, что нет задних тормозов, срезало шпильку крепления колодки, и она вылетела. Саня выдал мне новую шпильку. После непродолжительного ремонта выползли на дорогу и покатили дальше.
Примерно через час добрались до деревни со звучным и коротким названием - Коо. Заглянули в магазин, долго обсуждали, что будем покупать в итоге остались без сладкого, т.к. за обсуждением всего остального про него забыли. На выезде из деревни дорога из крупного камня и ехать по ней совсем не хотелось, а через некоторое время к камням прибавилась вода, которая текла по ним ровным потоком глубиной сантиметров в 10-15. Петляя и пересекая небольшие ручьи, мы проехали низкорослую тополиную рощу, в тени которой паслись коровы. Отсутствие подлеска, ощипанная трава и живописно разбросанные валуны создавали ощущение ухоженного парка.
Дорога поднялась немного выше, отошла от Чулышмана. Деревья кончились, мы выехали на огромное поле выжженной на солнце красной травы. Через поле проходило огромное множество параллельных дорог, по какой хочешь по той и езжай. Жарко. Руки и нос сгорели. Ехали достаточно бодро около 20км/час, периодически мимо по одной из дорог проносилась машина, погружая все вокруг в облако густой красноватой пыли. Из под колес, время от времени, вылетали огромные кузнечики.
В этот день у нас на пути было большое количество достопримечательностей, которые можно было бы посетить, но из-за большого сумбура в подготовке они небыли включены в план похода, а плотность нашего графика и ограниченность светового дня не оставляли нам возможности надолго отходить от основной нитки маршрута. Так мы проехали мимо один из самых труднодоступных и высоких водопадов России - водопад Учар и «каменные грибы». Будет повод вернуться.
После выжженого поля дорога вновь подошла вплотную к реке, стены долины сблизились и нависли над нами 700 метровыми каменными обрывами. Дорога петляла, повторяя изгибы Чулышмана по горизонтали, и прыгала по выступам подступающих к реке скал то вверх то вниз. На одном из привалов на мосту через какой-то ручеек Пень искупался в Чулышмане, хотя имел четкое намеренье исключительно умыться.
Перед обедом у нас был план все-таки отойти от генерального плана и быстро смотаться к водопаду на реке Катуярык, но нашим планам не суждено было сбыться. Когда до моста через Чулышман оставалось около 3км ехали уже с трудом, жара и каменистая дорога быстро отнимали у нас силы и желание двигаться дальше. В итоге не доезжая до моста, начинающего путь к водопаду, встали легли на обед. Впереди нас ждал перевал Кату-Ярык, который и по карте и по описанию никак не мог быть легкой прогулкой, поэтому экскурсию к одноименному водопаду мы решили все-таки отменить, чтобы сэкономить время и силы.
Пообедав, набрав воды и заварив концентрированного адаптона, выдвинулись в сторону перевала. Про перевал нам было известно примерно следующее: представляет собой крутой спуск в долину реки
Чулышман, проложен по склону горы, крутизна склона ~70% (35°). Высота от подножия - 800м, длина - 3,5 км, 9 поворотов, средний уклон - 18% (10°), покрытие - грунт, камни. Перевал проходим для транспорта высокой проходимости. Минут за 30 добрались до подножия перевала, сделали памятные фотографии у предупредительного знака.
Парни перекинули рюкзаки на раму, по опыту Кольского это помогает решить проблему развесовки у велосипеда вталкиваемого в гору, возможно, его не очень удобно толкать, но хотя бы вел не встает на дыбы. Поспорил с Сурком, что смогу въехать хотя бы на первую ступеньку дороги. На самой низкой передаче, стоя на ногах и упираясь в руль, чтобы переднее колесо не отрывалось от дороги, заполз на первую ступеньку, 200м из 3500 пройдено. Отдышался, как и парни перекинул штаны на раму, дальше пешком. Первые 1000м дорога идет слегка виляя вдоль склона, пыль и мелкие камушки не лучшее покрытие для того чтобы в них упираться и толкать велосипед вперед, но на много лучше чем то, по которому мы поднимались в Ловозерских тундрах, где велосипед непрерывно утыкался в непреодолимые булыжники. У километрового столба сделали привал.
АККУРАТНО! ЗВУК! местами не цензурный
Click to view
Поднимаемся дальше, я впереди, за мной Санек после Пень и Сур. Из редких, проезжающих мимо машин, народ смотрит на нас недоумевающими глазами, все подбадривают! В какой-то момент встретили фотографа, идущего на встречу, он спросил у Санька не будет ли верхом удобнее? Саня позже пересказал мне его вопрос, на что я съязвил, что на нем верхом могло бы наверное быть удобнее. Между 1000 и 2000м прошли мимо мужика, который, забившись вплотную к скале, чинил «буханку».
Вообще для машин перевал представляет наверное гораздо большую опасность нежели для пешехода, оставшись на нем без тормозов вариантов особо нет, ни уловителей ни карманов… В подтверждение этому после второго поворота от смотровой площадки на склоне лежит остов автомобиля. Когда до конца серпантина оставалось около 500 метров солнце уже коснулось горизонта, до темноты около часа. На последнем повороте дорога становится более пологой, а запах каменной пыли меняется на потрясающий свежий запах лиственницы. Добравшись до смотровой площадки, побежал фотографировать, чтобы успеть пока не село солнце. Снял мелкие фигурки ребят, преодолевающих последний поворот подъема, вид на долину Чулышмана, которая уже погрузилась в тень. Потрясающие виды! Да мы поднялись всего на 700м, но какое замечательное чувство от того, что эта часть пути пройдена, что мы можем это сделать и такое вознаграждение в конце: закатное солнце, горы, шум Чулышмана далеко внизу и потрясающий запах осенней лиственницы! Пока парни бегали фотографироваться, а я кипятил чай, солнце окончательно село. До плановой точки ночевки нам оставалось еще около 15км, но мы решили, что день и так уже очень длинный и, включив фонари, поползли дальше вверх вдоль дороги в поисках места для ночевки. Почти сразу как пошли Пень потерял шип из туфли. Шип нашли, а минут через 30 нашли и замечательное место для лагеря. Чуть в стороне от дороги за огромным валуном поляна окружённая лиственницами. Приготовили ужин, немного посидели у костра, Пень поснимал звезды, они еще ближе. Меновазин, сон.
07.09.16
Ночью вокруг палаток ходили лошади, легонько ржали, фыркали и хрустели травой. Утром мы неспешно собрались, осознали, что дальше дорога по-прежнему идет в гору, и что до вершины перевала нам еще 450 - 500 метров вверх.
Дорога петляла, переваливаясь через небольшие хребты, и поднималась все выше и выше. На некоторые подъемы вталкивали велосипеды пешком, но в целом воодушевленные вчерашними успехами двигались достаточно бодро. Часа за полтора добрались до точки плановой ночевки, и были крайне обрадованы, что ночевали там, где ночевали, а не предприняли попытку рубиться дальше. Место отличное, но встать негде - дорога проходит по ступеньке на склоне, а озеро, у которого планировали стоять, находится метров на 500 ниже и обещанной «Гуглом» тропы не оказалось, хотя, подумали, что даже если бы оказалось, то вряд ли мы бы захотели туда спускаться вечером, а утром вновь подниматься. Место планируемой ночевки совпало с реальной вершиной перевала, мы забрались на высоту около 1600м.
Дорога пошла вниз. Пролетели по нескольким спускам, чередующимися небольшими подъемами. Лес стал более редким, и отошел от дороги, вокруг появилось множество небольших холмов, наш путь петлял между ними, то поднимаясь, то спускаясь. Нужно сказать, что эти небольшие спуски и подъемы нас сильно измотали, и к селу Балыктуюль мы подъехали заметно уставшими. Несколько раз нам перебегали дорогу какие-то грызуны, и прятались в норы у отвесов дороги.
В Балыктуюль остановились на перекрестке у магазина. Подъехал алтаец на коне, поприветствовал нас жестом и просил денег на выпивку, вероятно на алтайском. Общение прошло в основном жестами, мы рассказали про свой маршрут, а алтаец, гордо похлопав по своему коню, сказал, что ему то и нужно для того чтобы ездить вода и трава, мы в ответ показали, что местами несем своих коней на себе. Пень угостил аборигена сигаретой, и мы разъехались каждый в свою сторону. Заглянули в магазин, закупили продуктов на 2 дня и в нагрузку взяли каждому по банану и йогурту, устроили себе перекус на лавке у магазина. Пока ели пообщались еще с одним алтайцем, который занимается сбором кедровых шишек, рассказал нам про цены на шишки, обсудили с ним проблему клещей. Пока болтали и ели, погода испортилась, небо затянуло тучами, и поднялся ветер. Ветер дул в лицо, и, несмотря на то, что мы ехали вниз, все равно приходилось достаточно активно работать ногами. Километров через 10 остановились на обед в беседке у дороги. По кругу ходили черные тучи, а на ветер можно было достаточно легко опереться. Чтобы не задувало горелку, беседку укрыли тентом, несмотря на то, что внутри было достаточно грязно, создалась хорошая уютная атмосфера. Сытно пообедали борщом с бутербродами, выпили чаю и двинулись дальше.
Сур пожаловался на передний переключатель, не перекидывал на большую звезду, провозились больше часа в попытках починить, но так и не найдя причины решили ехать дальше, настроив переклюк на более-менее нормальную работу с двумя звездами из трех. Улаган проехали уже в сумерках. Дорога потихоньку поднимается вверх и идет почти без поворотов. Ехать в темноте тоскливо, к тому же начинал накрапывать дождь на первом же съезде с дороги обнаружили с Сурком отличную поляну для стоянки со столом и выходом к реке. Пока бегали за Саньком и Пнем к дороге, дождь разошелся во всю, в итоге лагерь ставили в темноте и под ливнем. Костер, разведенный Сурком, добавил уюта и согрел промокшие ноги. Ужин, меновазин, сон.
08.09.16
После завтрака предпринял еще одну попытку починить Сурку переключатель, возился часов до 12, но все безуспешно. Пока я чинил переключатель, Сур читал свои распечатки о достопримечательностях и в частности про Улаганский перевал - самый высокий асфальтированный перевал на Алтае - 2070м над уровнем моря.
Нам предстояло его преодолеть. Наверх мы ехали достаточно долго, протяженные подъемы чередовались с относительно плоскими участками и небольшими спусками, которые позволяли немного расслабиться и перевести дух. Погода разгулялась, природа радовала нас восхитительными осенними красками - окружающие холмы были покрыты багровыми низкорослые кустарниками, которые переходили в салатово-желтое лиственничное море волнами, уходящее к горизонту из снежных шапок гор.
На перевале огромное количество деревьев, обвязанных белыми ленточками, площадка для отдыха автомобилистов с расположенными полукругом кафе и лавочками. В сезон тут, наверное, достаточно людно, когда мы поднялись на перевал, там стояла пара-тройка машин и два мотоцикла. Погуляли вокруг, пофотографировали, виды просто сказочные! Сур нашел кедровую шишку, выдал всем немного орехов. Обедать решили где-нибудь у озера или у реки на спуске, поэтому предварительно утеплившись, включив камеры и настроившись на продолжительный спуск, мы поехали вниз. Метров через 300 спуск закончился, и дорога опять пошла в гору, пусть и ненадолго, но предшествующие спуску приготовления в тот момент нас повеселили:
- Сейчас мы каааак скатимся - думали мы
- Как бы не так - подумала дорога…
Но, преодолев седловину, мы все-таки покатили вниз, это было начало самого замечательного спуска, который мы, по общему мнению, преодолевали за все время нашего катания на велосипедах. Лес остался на перевале, до обеда, после моста через реку Чибитка ехали мимо озер и зарастающих болот, расположившихся между желтеющих холмов.
После обеда преодолели достаточно пологий участок вдоль озера Чейбеккель, представляющий собой не самую приятную для езды гребенку от грейдера, зато потом… Дорога вместе с рекой Чибиткой постепенно углубляется в ущелье, где они и идут, пересекая друг друга. Ехать по такой дороге просто восхитительно, повороты, покрытие - плотный грунт и мелкие камни, бурлящий поток рядом, склоны ущелья с осыпями камней и цепляющимися деревьями и кульминация - «Красные ворота» - небольшой участок дороги, проходящий сквозь две скалы красного камня высотой метров по 50 и дальше спуск вплоть до поселка Акташ.
В поселке остановились у вышки связи, все четверо были в эйфории и долго восхищались спуском. Спросили у местного паренька, где магазин, но, опьяненные полученными впечатлениями и своей скоростью по ровному асфальту, поворот к магазину проехали, остановились уже на Чуйском тракте только на выезде из поселка. В связи с тем, что в магазин нам все-таки нужно было сходить решили разделиться, Саня и Пень остались с рюкзаками, а мы с Сурком на пустых великах сгоняли в магазин. До планового места ночевки нам нужно было ехать еще около 20км, а к тому моменту, как мы вернулись из магазина - уже стемнело, ехать в темноте совсем не хотелось, поэтому, решили, что мы вполне можем себе позволить переночевать в придорожном отеле. Заселились, поужинали гречкой с мясом, немного выпили и завалились спать.