"Калі прачнецца Бог" в ТЮЗе

Feb 25, 2021 11:30





Сходил на спектакль "Калі прачнецца Бог" в ТЮЗе.

Пара мыслей по этому поводу. Просветительский проект, посвященный Ларисе Гениюш, фигуры для белорусской литературы знаковой.

Поэтическо-документальный проект сделан интересно визуально и музыкально. Я очень одобряю, когда артисты двигаются на сцене, в этом спектакле очень много бьют чачотку тяжелыми ботинками. Иногда это разудалый танец, а иногда звук шагов враздробь. Получается такой сквозной образ тяжелого пути.

В спектакле читаются стихи, отрывки из дневников. Такой прием, что все играют всех сразу. Дневниковый записи читает Раиса Астрединова, и она вроде как капо-комико на сцене. В подзаголовке спектакль заявлен как исповедь, хотя это скорей "апология", т.е. оправдание. Гениюш в этих отрывках не рассказывает о своих грехах, скорее о злоключениях. И той правды и признания, которую она заслуживает, при жизни она так и не получила. Эта содержательная часть спектакля мне кажется очень важной и нужной. Потому что на противоречиях, с которыми сталкивается Гениюш, мы лучше понимаем историю и эпоху. Главный упрек Гениюш в том, что они с мужем подписали телеграму Гитлеру. В воспоминаниях она утверждает, что подпись подделали. Мне кажется, эта коллизия, как и то, что Максим Танк содействовал публикации ее сборника после войны, заслуживает отдельной исторической пьесы.



Стихи актеры читают эмоционально, взахлеб, погружаясь в написанное. Лично мне такая манера чтения стихов кажется устарелой. С другой стороны, язык не поворачивается назвать такой пафос со сцены излишним. И фигуре героини и современному моменту он вполне соответствует.

А.Козлова, ТЮЗ, Р.Астрединова

Previous post Next post
Up