Итак, вчера редакция интернет-журнала "Культпросвет" объявила о том, что проект уходит в бессрочное путешествие...
Что это значит? Замораживается, уходит в бессрочный отпуск, приостанавливается? Честно говоря, тут хочется спрятаться за словами, потому что эмоционально такие вещи очень трудные.
Культпросвет был основан 5 лет назад Владимиром Бобко, и это очень интересный человек. Я вдруг обнаружил, что с ним нет никаких интервью, он действительно человек непубличный, но для белорусского театра очень важный.
Вот приведу его цитату из пресс-конференции о совместном проекте "Культпросвета" и РТБД в 2015 году:
- Своим участием в проекте «Культпросвет» хочет показать другим представителям бизнеса, что инвестировать в культуру - это не просто модно. Это ответственность бизнеса перед обществом.
Бизнес Владимира на сайте обозначен, как "техническое сопровождение мероприятий". Хочется сразу добавить: не только техническая. На моих глазах Владимир несколько театральных проектов просто спас. Но ты же не станешь про себя писать: спасаю театр. Поддерживаю, сопровождаю.
Этим собственно и занимался "Культпросвет". Тут хорошо задаться вопросом, а сколько у нас профильных изданий об искусстве, которые пишут о театре? Есть государственные: "Літаратура і мастацтва", "Культура", "Мастацтва" - литературные журналы не берем, хотя отдельно "Полымя" Лены Мальчевской упомянем. Среди независимых журнал "Партизан" и сайт "Зерне-Перформа" - насколько я понимаю, это проекты Тани Артимович. Есть блог Людмилы Громыко. Есть проект Свободного театра "Министерство контркультуры". Была еще куча сайтов, которые не работают регулярно, вроде "Театральной Беларуси", "Двери", "Пенсне", сайт про белорусских актеров.
Вы знаете, это даже солидно выглядит. Но не обманывайтесь. Это очень мало. В стране только на официальных площадках выходит порядка 150 театральных премьер в год, но даже это небольшое количество спектаклей невозможно методично освещать силами нескольких еженедельников и журналов. Т.е. мы все, кто пишет о театре, делаем очень много. Но это очень многое можно заметить при большом усилии. По сути, театральной прессы у нас нет, точнее она в зародышевом состоянии. А есть несколько десятков театральных критиков и журналистов, которые пишут иногда про театр, где работают или где предложат. Процесс театральный методично у нас не освещается, нас некуда пойти студентам на практику, у нас не проводятся регулярно встречи и круглые столы.
Амбиции "Культпросвета" были в том, чтобы эту нишу заполнить. И получилось стать в этом процессе заметным и важным игроком.
Была собрана потрясающая команда. Интересная, в первую очередь, тем, что она была внесистемной и внетусовочной. Аня Довгель, умела задать вопрос так, чтобы вывести обсуждение из какого-то внутритеатрального копошения. Она привел с собой кучу фотографов (Отецкий, Войнов и др.), которые визуально сделали белорусский театр привлекательным. У "Культпросвета" потрясающие фоторепортажи. Отдельно я благодарен "Культпросвету" за более близкое знакомство с Верой Антиповой, очень крутым арт-менеджером. Это были потрясающие разговоры. "Культпросвет" сделал очень много из того, о чем другие только говорят. Писали туда, кажется, по немножку чуть ли не все, но именно в "Культпросвете" открылась Катя Еремина, как автор. Она потрясающая. Очень важными для меня были репортажи Насти Василевич из "Театрального квартала" (спасибо, Настя!). Для меня лично было важно, что в "Культпросвет" пришла Ульяна Будик, я ей преподавал на журфаке, и она одна из лучших моих студенток за все время. Со всеми другими сотрудниками я контактировал с кем-то больше, с кем-то меньше, но вы очень крутые все!
Отдельно скажу про Аню Казакову, которая возглавила интернет-журнал после отъезда Ани Довгель в Москву. Аню я знаю еще дольше, со времен моей работы на "Листапад", и в этой стране мало менеджеров ее уровня, точная, конкретная, обязательная. Она очень много делает в проектах ECLAB, и для меня это всегда показатель качества. Аня, большое тебе спасибо за твой "Культпросвет"!
Что показала вся эта история "Культпросвета"? Позитивная сторона в том, что как только появляются возможности, то возможен суперский продукт. Негативная сторона в том, что мы еще в начале пути формирования потребности прессы об искусстве. Это бег на долгую дистанцию. И я очень надеюсь, что "Культпросвет" к этому еще присоединится. По сути, инвестору или скорей спонсору этого проекта предоставлен готовый продукт.
В конце скажу так: от вас, дорогие читатели, тоже многое зависит. Читайте, поддерживайте культурные издания! Подписывайтесь на их сети. Подписывайте своих друзей!
Ваше даже самое пассивное чтение, для многих аргумент перед рекламодателями и грантодателями.
Приведу несколько ссылок из перечисленных выше. Если я кого-то забыл, не обижайтесь, просто дайте знать, я дополню:
http://kultprosvet.by/http://partisanmag.by/https://moc.media/ru/http://ziernie-performa.net/http://www.kimpress.by/http://zviazda.by/be/edition/litaratura-i-mastactvahttps://gromykotheatre.org/http://belarus-theatre.net/https://dverifest.wordpress.com/almanah/https://belarus24.by/shows/artishok-6/ https://t.me/martsinovch_theatrehttps://t.me/fiveambarbara