Oct 09, 2018 00:06
Спектакль по книге Горвата "Радзіва Прудок" уже есть в Купаловском театре. Нужен ли еще? Конечно, да!
Стас Жирков случайно оказался на премьере "Прудка" и был впечатлен, и когда во время лаборатории в Мюнхене ему выпало работать с белорусскими артистами, предложил им работать именно с этим текстом. По его словам, ребята сами выбрали отрывки для работы, но по ощущениям, что с инценировкой Купаловского пересекается немного. Нет минских глав, нет космоса, нет, по сути, сюжета. Сразу все актеры играют сразу за всех. Т.е. вроде как и такого Горвата-героя нет, но есть очень много актеров, которые присвоили фразы Горвата, шутки, философемы. Горват - это они.
А вот молчания в этом спектакле немного.
Блин, я написал "спектакль", а меня пустили посмотреть work-in-progress, т.е. работу в процессе. Она будет еще дорабатываться, возможно появится сюжет и главный герой. Но почему я об этом пишу, потому что уже хорошо. И я хочу это хорошо зафиксировать.
Стас Жирков очень здорово работает прежде всего с формой. Он идет в чтении текста от ритма звучания диалогов, где-то даже чрезмерно взвинчивая текст, а где-то будто бы отпуская зрителя на лиричной ноте. Актеры гонят вперед-вперед, не давая зрителю не передохнуть, не похлопать.
И неожиданно в этой гонке, как будто бы в быстрой смене кадров в кино, начинает вырисовываться что-то неуловимое про Горвата, что мы все говорим-говорим, но мне кажется пока не сформулировали до конца. И оно не было бы таким неуловимым, если бы я легко сформулировал это прямо сейчас. Но вот это способность к самоиронии, но при этом потребность в страстном утверждении своих ценностей, внимание к другим людям и уважение других людей, но при этом выстраивание своих границ-заборов.
Этот спектакль хорош тем, что его не нужно утверждать в министерстве культуры. Там пересказаны те страницы книги, которые вполне можно назвать очернением белорусской действительности. Эпизод про белоруса, который держит раба, например. И уже само присутствие этих эпизодов снимает момент умильности, но при этом это не обличение, это остается сатирой. что такое сатира? почему можно сатирически изображать негативные явления? я не знаю, но, мне кажется, это именно тот случай.
Хотел бы сделать пару спойлеров. Начинается все с того, что за запертой дверью мы слышим шум. Он все громче и громче. И вот к двери подходит женщина и открывает ее. И шум мгновенно смолкает. С удивлением из-за двери выглядывают актеры и по одному заходят в зал, а потом вдруг как козы об ограду начинают спотыкаться о лавку.
Это очень простая атмосферная сцена для начала. Но в ней есть "тот и этот свет", границы, какая-то деревенскость. Все это сделано с завлекательным ритмом, актеры при этом выглядят серьезно и дурашливо одновременно. Обратите внимание, что слова еще не произнесено, но многие вещи из того, что может значить Горват уже театрально реализованы, уже узнаваемы.
В спектакле есть пронзительные моменты о смертях. И момент, когда актеры вдруг выходят на эту тему, становится жутко, как они они будто бы стирают актерщину со своего лица. Но это слишком уже серьезный разговор, для такого экспресс-впечатления... Давайте оставим запал для премьеры!
Жиркову получилось сделать спектакль, который не хочется длить, который хочется чтобы выстрелил пулей, чтобы потом пересматривать его еще и еще.