На фоне появившихся сегодня сообщений о встрече Трампа с Порошенко, которая якобы 19-20 июня состоится в Вашингтоне, Порошенко в интервью телеканалу Sky News, еще не начавшуюся встречу начал с критики Трампа сказав, что "статус глобального лидера, который занимает США", невозможно поддерживать без четкой позиции по Украине, от Тиллерсона прозвучало сообщение, которое, на мой взгляд, нуждается в некотором разъяснении.
Информационные агентства Украины и России прокомментировали это сообщение таким образом, что американцы отказываются от Минских соглашений, процитировав только первую часть его ответа. Но, мне кажется, что он сказал нечто другое. Этим ответом он подчеркнул, что американцы не хотят входить в Минский и Нормандский формат, чтобы не быть связанными его рамками, т.е. согласовывать позицию со всеми его членами по каждому вопросу. Но, при этом, он подчеркнул, что американцы привержены целям, заложенным в Минске. И, как известно, американцы интенсивно ищут замену Нуланд для переговоров в формате Нуланд-Сурков. Т.е. глубоко втянуть себя в украинские разборки американцы не дают. Это первое.
И второе. "Очень возможно, что правительство Украины и правительство России могут прийти к удовлетворительному урегулированию посредством какой-то структуры, отличающейся от "Минска". Это прямое, на мой взгляд, указание Порошенко выходить на прямые переговоры с Россией. И это, как ни странно, является продолжением подходов в политике Трампа, которые он продемонстрировал в отношении Израиля и Палестины, где Трамп высказался в том роде, что договариваться вам, а мы любую вашу договоренность примем… И в этом ключе несколько по-другому воспринимаются высказывания Турчинова о новом подходе в отношении АТО. Турчинов заявил, что антитеррористическая операция себя исчерпала и по времени, и по масштабам проведения. Он убежден, что нужен новый формат защиты государства. В частности, законодательно необходимо утвердить третий вариант использования президентом армии. В настоящее время это возможно только при объявлении войны или АТО.
Формат АТО - это антитеррористическая операция. Но, как правило, антитеррористическая операция предполагает борьбу с разрозненными группами террористов, она не предполагает единой линии фронта. И, к тому же, Украина в суде ООН еще в марте этого года отказалась считать ополченцев террористами.
Т.е. заявив такое в суде, Порошенко вынужден приводить законодательство в соответствие с исковыми требованиями, им же заявленными. Но сейчас, имея линию фронта, закрепленную в Минских соглашениях, Порошенко попал в серьезную правовую коллизию - формат АТО не предусматривает ограничения в правах жителей неподконтрольных территорий и разрыва экономических связей. Тем более их экономического и физического блокирования и формального поражения населения в правах.
В формате АТО, и об этом не раз напоминали Порошенко на всех уровнях, независимо от того, где живет человек, Украина обязана платить пенсии и все социальные пособия. Чего, как известно она не делает, или если и выплачивает часть пенсий, то обставляет это унизительной и тяжелой для многих процедурой. Порошенко имел возможность ввести чрезвычайное положение, объявив территорию зоной гуманитарной катастрофы. Он на это не пошел, потому что в этом случае вмешаются международные институты, а это ему совершенно не нужно…
Но и назвать АТО войной Украине не выгодно. Если это сделать, то это будет означать признание ополченцев ЛДНР воюющей стороной, при этом война автоматически становится гражданской со всеми вытекающими последствиями в виде прекращения международного кредитования и прочего, включая закрытие безвиза… Признание же войны с Россией, развяжет руки российской армии, включая авиацию и где тогда остановится фронт не знают даже США…
Но такое признание, не выгодно и России. Мало того, что тогда абсолютно все вопросы социального и материально-технического обеспечения ЛДНР лягут полностью на бюджет России, что в общем-то так уже и происходит, но выбьет из рук мощный козырь обвинения киевского правительства в геноциде собственного населения.
Поэтому Турчинов говорит, что пришло время признать оккупированными отдельные районы Донецкой и Луганской областей. И это позволит Порошенко решить сразу несколько проблем. «Если мы отменим АТО и в то же время не предоставим военным права действовать адекватно в условиях агрессии - оставим Украину беззащитной», - подчеркнул Порошенко в интервью журналистам, отвечая на вопрос о возможности отмены АТО и введения военного положения. Но дело в том, что закон Украины "О военном положении" предусматривает введение военного положения на отдельно взятой территории. Значит этого закона ему не хватает, хотя он имеет право на использование войск. Значит ему необходимо что-то, что позволит решить сразу несколько и отнюдь не военных проблем. Итак, как мне кажется, выделение специального закона призвано решить несколько внутриукраинских проблем. Это
Экономические. Снизит нагрузку на социальные фонды тем, что уничтожит правовое основание обращения получателей социальных выплат в международные суды. Если территории будут признаны в новом законе оккупированными или захваченными, то обязанность по их обеспечению ложится на «захватчика». Правовые. Позволяет предъявить «захватчику» иски в международных судах за уничтоженное, захваченное, отчужденное или поврежденное имущество. И позволяет вывести Украину из-под исков граждан в Европейские суды из-за нарушения их прав на свободу, жизнь, на получение образования, на пенсии и социальные пособия и т.д. Социальные. Снизив нагрузку на социальные фонды, т.е. теперь на законном основании лишив пенсионеров ЛДНР причитающихся им пенсий и пособий, теоретически появляется возможность некоторого формального увеличения пенсий и пособий, проживающим на «материковой» части Украины пенсионерам, что в преддверии выборов позволяет несколько улучшить электоральную ситуацию. Политические. Включив в зону действия нового закона территории Донецкой, Луганской, Николаевской, Запорожской, Днепропетровской и Харьковской областей и ограничив права жителей в соответствии с законами военного времени, Порошенко отсеивает практически весь оппозиционный электорат и обеспечивает себе и партии второй срок. Военные. Дает законное основание для участия ВСУ в военных действиях против ЛДНР, но это заставит его выполнить требования и американцев, и европейцев в части разоружения незаконных вооруженных формирований. (Как рассказал недавно в интервью Тягнибок, только «свободовцев» там воюют около тысячи…) Я не думаю, что у Порошенко сейчас хватит сил разогнать тербаты, но это инструмент, который позволит ему снизить зависимость от Авакова и нацгвардии и может позволить ему применять армию для внутренних разборок с кликой Турчинова-Авакова-Садового. Внешнеполитические. Если в новый закон будет внесена территория Крыма, то это позволит Порошенко требовать на международном уровне внесения Крыма в переговорный процесс по урегулированию украинской ситуации с одной стороны и с другой стороны позволит вновь заговорить о десятках тысяч «оккупантов», находящихся на украинской территории. В последнее время, и я уже об этом писал, тезис о «тысячах оккупантов», применительно к ситуации в ЛДНР не находил поддержку на Западе и Порошенко был вынужден сменить риторику и колонны танков, техники и тысяч бурятских казаков, так и не найденных за три года ОБСЕ, перестали фигурировать в информационном пространстве. Внесение в дискурс Крыма не есть хорошо, но это именно то, чего будет добиваться Порошенко, чтобы включить американцев в новый переговорный процесс.
Россия, безусловно, откажется это делать, будут новые санкции от американцев, о которых уже второй день говорят, но это ничего не изменит. Крым не будет темой для переговоров. А вот собственность украинских олигархов и их приспешников, потерянная ими в Крыму, может предметом переговоров стать, мне кажется. Потому что, если бы Правительство Крыма, сразу после отделения приняла законы о национализации собственности, находящейся на территории Крыма, а уже затем вошла в состав России, то ситуация с собственностью была бы несколько иная. А так есть возможности оспорить национализацию в международных судах, но для этого необходимо в международном суде признать Крым Российским в том или ином виде…
Законодательное определение ЛДНР и Крыма, как территорий «временно не находящихся под юрисдикцией Украины» позволит разрешить эту правовую, с точки зрения Украины коллизию, и подавать в международные суды, не признавая Российской юрисдикции над Крымом…(Я не знаю, войдет ли история с Крымом в окончательный текст закона, но в варианте, который я видел, эта часть была.)
И еще один аспект складывающейся ситуации. Народный фронт, а все главные "ястребы" представлены именно в этой партии, как партия перестал существовать окончательно. Опубликованные рейтинги говорят об этом совершенно однозначно, и они ищут любую возможность остаться у власти. Луценко начал говорить о создании новой партии, Аваков о необходимости внесения изменений в конституцию, тщательно продуманные появления Турчинова в информационном пространстве - это все элементы того, что все эти персоны и не только они, пытаются попасть в избирательный список власти. И старательно выходят с инициативами, с одной стороны давящими на Порошенко, а с другой предлагающими ему использовать их бандитский ресурс для прохождения избирательной кампании. И последние угрозы убийством журналистам и призывы к сожжению телеканала NewsOne, единственного оппозиционного на Украине, исходящие от советника министра внутренних дел Украины Ильи Кивы! тоже часть этого процесса. На ютубе достаточно роликов с прямым обращением журналистов к Президенту и Генпрокурору с просьбой дать оценку произошедшему…
Мне интересна реакция европейцев на возможное! принятие нового закона (пока голосов под него якобы нет, да и окончательного текста никто не видел …) А она на сейчас резко негативная. Глава представительства ЕС в Украине Хьюг Мингарелли сказал: "ОРДЛО сейчас не находятся под контролем украинского правительства, но они не должны считаться оккупированными и такими, которые попадают в зону ответственности России. Это неправильный подход".