И опять Первый даст команду…

Nov 28, 2016 00:14



Итак, 3 года со дня шабаша. Мне кажется, что пройдет еще совсем немного времени и «майдан» или «революцию гидности» иначе называть не будут. Я не буду повторять то, что уже написано другими гораздо более компетентными людьми о том, чего достигло государство Украина под управлением майданной власти. Я попробую сказать о том, а чего достигло государство, как аппарат, обеспечивающий функционирование всех систем государства и управление им.
.
Прежде всего, хочу сказать, что представление о том, что в административной вертикали все зависит от команды сверху, по меньшей мере ложно. Государственный аппарат подчиняется огромному количеству законов и подзаконных актов, инструкций, порядков, требований и форматов, которые просто по команде обойти невозможно. И чем ниже находится исполнитель в чиновничьей иерархии- тем большему числу инструкций, порядков и прочих регламентирующих его действия документов он должен следовать. И создана такая система была вовсе не для того, чтобы затруднить, замедлить забюрократизировать. Система на каждом этапе создает механизмы контроля и обратной связи, выстраивает и запускает связанные процессы и продуцирует необходимые решения.

[Spoiler (click to open)]

Любой человек, имеющий начальное представление о системе и процедурах функционирования власти понимал, что толпа, бросившаяся люстрировать все и вся, в конечном итоге страну угробит. Что и произошло. Во власть на всех уровнях были набраны люди, даже отдаленно не представляющие себе, как именно власть функционирует. И оказалось, что умение махать шашкой на площадях или угрожать пистолетом исполнителям не позволяет выполнять рутинные и повседневные задачи, необходимые для функционирования государства, не говоря о том, чтобы планировать его развитие.

Разрушенная люстрацией система кадрового резерва не позволяет власти менять чиновников на профессионалов, а не ставить сотников майдана на должности, изначально подразумевающие некоторое наличие интеллекта.
На начальном этапе, послемайданная эйфория и часто прямые угрозы жизни исполнителям, а, в основном инерция, ранее запущенных процессов, создавали видимость эффективного функционирования. Но день за днем ситуация менялась. Ситуация в народном хозяйстве ухудшалась и, в итоге, страна скатывается в пропасть…

Расставленные по управляющим местам «свои» люди первым делом принялись разрушать системы коммуникации органов власти - т.е. системы, обеспечивающие совокупность государственной и муниципальной информации, информационных потоков, как средств обеспечения согласованности в управлении, взаимодействия между органами власти и управления, а также между властью и обществом. А также взаимный контроль. И это и пугало. Контроль был отменен первым делом, под предлогом «лишней» процедуры.
И это привело, в конечном счете, привело к тому, что чем быстрее пытаются бежать исполнители - тем медленнее они двигаются. И попытки разорвать старый бюрократический механизм волевым решением, не понимая влияния этого действия на систему в целом и последствия такого решения, и привели к тому, что государственный аппарат практически полностью развален.

И это, в том числе, вызывает попытки Порошенко, который хочет всем руководить и решать все вопросы сам и через абсолютно своих людей, не понимая глубины проблемы в целом.

Ну, например, представим себе, что Первый принимает решение построить к такой-то дате - столько-то миллионов чего-то для вынужденных переселенцев и громко анонсирует это свое решение. Поручение в течение часа уходит профильным министрам. Далее министры расписывают поручение по замам, замы по управлениям. Каждое из управлений - по отделам. На каждом стоит поручении стоит срок - через 10 дней.

А дальше вступает в силу закон... У каждого отдела, управления и т.д. есть план работы, в котором тоже все красным красно от пометок «срочно», «немедленно», «безотлагательно» и т.п. И нормальный исполнитель первым делом спрашивает, а что из этого текущего сумасшествия он должен отложить, чтобы заниматься этим новым Суперсрочным, т.к. суток уже не хватает.

И умный исполнитель, видевший уже с десяток таких новых начальников, делает это письменно и продолжает спокойно заниматься своими делами. Начальник, получив такую служебную записку, где его вынуждают принять решение, выходящее за рамки его компетенции, находится в состоянии шпагата и материт всех исполнителей и все начальство вместе взятое. Выходить на начальника управления, который по совершенно неотложным делам вылетел на неделю в Париж нет никакой возможности, а заместители такие проблемы не решают… Умный начальник отдела, в этом случае, звонит начальнику параллельного управления, допустим юридического, и интересуется, а что он будет делать с этим идиотизмом и какой из проектов откладывать. В результате разговора выясняется, что за этим проектом стоит САМ - его откладывать смерти подобно, за тем - ЖЕНА САМА, ну и так далее.
Выход у умного человека в этой ситуации один - действовать по закону - т.е. рассматривать проект в процессе и в порядке очередности. Т.к. защитить его может только это.

Но ситуация еще глубже. Первый назвал сроки. Администрация сроки начинает отслеживать и требовать решений. Но для строительства предприятий нужна, прежде всего земля. И тут начинаются великие торжища. Местные элиты готовы провести через местные советы выделение земель при условии участия в строительстве подконтрольных им фирм. А учитывая, что в местных советах далеко не везде большинство у сторонников Первого, переговоры начинают затягиваться…

А в тех местах, где большинство есть, тоже есть своя процедура - нужно внести в повестку дня сессии местного совета, нужно определить кадастровую стоимость выделяемых земель, источники финансирования подготовки инфраструктуры, выделение средств на отчуждение земель находящихся в частной собственности и т.д. и т.п. И это малое число из тех шагов, которые необходимо предпринять для того, чтобы сверстать хоть какой-то предварительный бюджет проекта. И эти средства местным советам необходимо выделить через бюджетную процедуру, а бюджеты уже сверстаны и нужен новый процесс согласования и выделения, а затем утверждения.

Далее понятно, что на каждом этапе есть своя процедура и свое согласование.

Ну наконец, все хорошо, доходит дело до технологии производства и тут выясняется, что приказ Первого невыполним, потому что в стране нет производственных мощностей, способных это выполнить в указанные сроки.
Нужные технологии есть на Западе, но денег на них в текущем бюджете не предусмотрено. Но это тема, чтобы выйти на Первого с просьбой обратиться к Западу за целевой помощью. Первый это любит, особенно помощь пострадавшим от переселения. Социальный аспект как- никак.
Тема включается в переговорный процесс с европейскими лидерами. У тех тоже не просто с процедурой выделения средств, но, в конечном итоге, ура!, деньги выделены. Западом. На приобретение Западных технологий на Западе же.
И тут начинается самое интересное. Кто будет покупать, какую технологию, где будут строить заводы и сколько их нужно вообще и как дерибанить полученные средства…

Первому такие мелочи не интересны - в переговорах участвуют его представители. Как дерибанить определили. Но тут опять загвоздка.  Покупки для государственных нужд можно производить только через тендеры. А это разработка требований к технологии, определение ее стоимости и т.д. Привлекается профильный институт. Разрабатывает кучу документации, которую кладут на стол профильному же министру, включая базовые условия и сроки поставки и монтажа оборудования. Он гордо это все визирует, а затем спрашивает, а кто участники тендера? Нужно бы среди них аукцион устроить - кто больше даст за победу в тендере… А в ответ - тишина. Западные фирмы не спешат участвовать в этом цирке, тем более откатывать. Но наверх докладывать надо, да и Первому перед Западом отчитаться надо об использовании средств. И в голову умных советников приходит идея - перевести это все из государственного проекта в частный.
Но тут проблема с деньгами - они выделены государству и передать их в частные руки - нарушить условия финансирования. Вмешивается глава главного банка и говорит - нет проблем - мы профинансируем целевым образом частный банк, а он профинансирует организацию, ответственную за проект.

На этом начинается вторая часть марлезонского балета - кто будет контролировать организацию, ответственную, за осуществление проекта и в чьем банке будут лежать выделенные целевым образом средства.
В конце концов договорились. Организация определена, банк тоже. Проект, я напоминаю, государственный и целевой. Организация приходит в банк и говорит давай деньги на проект, а банк - пожалуйста вот список документов, которые организация должна представить, чтобы пройти наш кредитный отдел. Организация представляет документы, написанные министерством, но кредитный отдел банка они не устраивают. Начинается бодяга из серии кто кому больше настучит - в итоге все возвращается наверх. Вверху проблему решают волевым способом, зажав владельцам кое-что кое- где, потому что Первому уже отчитываться об исполнении, а тут еще конь не валялся. Короче, документы банком приняты, но тут начинает орать благим матом организация, потому как проценты, под которые банк дает кредит настолько высоки, что не то, что об откатах, а и о выполнении контракта речи быть не может. И вообще на таких условиях организация не согласна…

Речь может идти только о том, что будет вдвое увеличена строка в бюджете, которая гарантирует приобретение государством изделий, полученных в результате выполнения проекта. И все бы хорошо, но по мере продвижения меняется правительство и, соответственно, корректируется список заинтересованных особ, начинается новый бюджетный процесс и удвоение сумм становится просто нереализуемым.
Первый понимает, что облажался и предъявить Западу нечего, начинает переводить стрелки…

А чтобы не выглядеть совсем идиотом, дает команду срочно предпринять активные действия и, хотя бы, заключить контракт на поставку предприятия. Ужаленные руководители летят в Европу, подписывают контракт без всякого тендера, как вы понимаете, на условиях поставщика, тот получает некую предоплату и начинает ждать информации от заказчика, чтобы начать процесс проектирования. А заказчик молчит. Во-первых, он не получил весь кредит. Во-вторых, заводы не лежат на складах, оборудование для них изготавливается под конкретного заказчика и этот цикл может быть достаточно длительным…

А заказчик молчит. Европа запрашивает, где будем строить и когда специалистам выезжать на место для привязки к местности и инфраструктуре. А заказчик молчит. Потому как сказать нечего. Высокие специалисты, изменив систему финансирования проекта забыли сообщить местным советам, что схема выделения земель изменилась и теперь земли нужно отчуждать не в пользу государства, а в пользу частной структуры, а это совсем другая процедура и, самое главное, новая процедура, включая пересмотр всех теневых договоренностей…
Что в этой ситуации должен делать руководитель профильного министерства? Правильно, уносить ноги, потому как виноватым будет он, потому что не выполнил прямое указание Первого, чем уронил его рейтинг внутри страны и во вне ее.

Но самое главное мы забыли. А где деньги, Зин? А все заинтересованные лица свои части получили и … проект их больше не интересует. От него столько головной боли…

Но у марлезонского балета есть третья часть… Европейский производитель заводов под этот проект зарезервировал мощности, и т.к. производственный цикл длинный ждал поступления второй части оплаты… Ждал, ждал да и, уведомив о расторжении контракта в установленном порядке, подал в суд, требуя возмещения убытков за простой и -и-и, ну далее понятно…

А под это опять нужна строка в бюджете… И опять на этом заработают причастные к процессу лица - в этот раз это будут люди, контролирующие юрфирмы, которые с удовольствием годами будут вести процесс в Европе…
А что будет с целевым выделением средств Запада? Спишут на высокий уровень коррупции в стране и, надо сказать, не ошибутся. А потому выделят новые деньги на борьбу с ней…

И опять Первый даст команду…
И обратите внимание, схема дерибана безотказна как на прибылях, так и на убытках. Главное быть ближе к корыту…



Анализ ситуации, Европа, Украина

Previous post Next post
Up