Несколько дней назад начал писать, по просьбе моих немецких друзей, анализ интервью Зеленского Frankfurter Allgemeine Zeitung под говорящим названием «Германия могла бы помочь нам в военном отношении».
Главный вопрос у них был о том, что глава государства, который обязан понимать, хоть что-то во внешней политике не может не знать, что Германия принципиально не поставляет оружие в зоны конфликтов, а на Украине конфликт налицо. И т.д. и т.п. И как он может упрекать немцев и французов в том, что они не признают Россию стороной конфликта... И из вопросов напрашивался естественный вывод - там в команде вообще умные люди есть?
....... Изучила текст по форме и по сути. Пара наблюдений.
Во-первых, Зеленский совершенно не умеет давать интервью, что странно для человека, много лет говорящего со сцены, и исходя из этого, должного владеть словом. У него совершенно путанные мысли, отсутствие логических связок и переходов при формировании ответов, фразы не выверенные, а импровизационно-эмоциональные, противоречивые по содержанию и сути. Такой себе Голобородько - стайл, хотя за два года уже можно было бы освоить совершенно другой уровень общения со СМИ - президент-стайл.
Вот пример. Мы очень стремимся в НАТО, но НАТО - это трусливая структура, в которой все боятся воевать за кого-то. Но если трусливая и боятся, зачем же мы туда так настойчиво стремимся и обижаемся, что не все нас там хотят видеть. Второй пример. Нормандский формат - это образчик осторожной, по сути трусливой дипломатии, в котором наши партнеры не готовы хотя бы проартикулировать, что Россия - страна агрессор. Но альтернативы ему нет, мы его ценим, потому что там делаются серьезные шаги. Хотя уже всем глубоко находящимся в теме людям очевидно, что и «Минск», и «Нормандский формат» - это конструкции, в которых уже ничего не произойдет, по результативности он уже приближается к многолетним переговорам по урегулированию на Ближнем Востоке, которые длятся уже десятилетиями, и могут длиться еще столько же.
Во-вторых, яркий штрих - практически все интервью Зеленского адресованы не столько читателю, обычному немцу, британцу или американцу, а политическим лидерам стран, СМИ которых берут у него интервью.
Это большая ошибка и дипломатический прокол - апеллировать непосредственно к своему визави через СМИ. Особенно когда тон интервью - это обида или претензия к тому или иному лидеру государства. Нельзя упрекать Федерального канцлера Ангелу Меркель, что она могла бы сделать больше для Украины, но не сделала, а мы ожидали от нее большего, и она не понимает, что сделав больше, она бы сделала это не для нас, а для Германии. Все-таки, она канцлер Германии, а потому делает то, что отвечает интересам Германии, и она нам ничего не обязана. Для нас она делает все, что может сделать, и на этом ей большое спасибо.
В-третьих, у Зеленского совершенно нет понимания, что есть вещи, которые требуют деликатного общения тет-а-тет непосредственно со своим визави, но никак не с журналистом. Нельзя публично давить на журналиста, чтобы он еще раз передал приглашение Президенту Байдену, чтобы тот приехал в Украину. Даже самый авторитетный журналист не в силах сделать это, еще и после того, как тебе дипломатично по официальным каналам не раз объяснили, что об этом пока речь вести не нужно.
Не нужно публично выкатывать через немецкого журналиста список тех образцов вооружений, которые тебе ДОЛЖНА поставить Германия.
В этом вопросе проявилась еще и некомпетентность Зеленского и его советников, которые при подготовке к интервью не подсказали ему, что экспортные поставки немецкого оружия - это крайне чувствительная и тонкая тема. После второй мировой войны Германия систематически отказывается посылать свои войска за пределы страны даже на просьбы США. С экспортными поставками оружия - все еще более точечно и чувствительно. В ежегодном отчете правительства Германии по экспорту оружия есть специальный раздел под названием «Отказано в сделках». Там можно найти очень четкий перечень оснований, которые являются причиной решения об отказе в продаже оружия. Например, «Проблемы с соблюдением прав человека», «Внутреннее напряжение или вооруженные конфликты в пределах страны», «Возможность использования вооружения внутри страны или продажи его за ее пределы по неприемлемым условиям». Попадаем мы под эти перечисленные критерии? Так почему Офис и советники Зеленского не удосужились изучить вопрос и подготовить гаранта, чтобы через пару часов после опубликования интервью он не получил публично по носу от МИД Германии?
Я уже не говорю о таком аспекте, как острая потребность в переоснащении самого Бундесвера… Там есть достаточно своих собственных проблем - как-то немецкие журналисты оценили техническое состояние своей армии следующей фразой «добрая половина подводных лодок не всплывает, военных самолетов - не летает, а танков - не стреляет». Тогда почему Зеленский для себя решил, что Германия должна мощно заниматься переоснащением нашей армии, а не своей? Общий вывод - к интервью и отечественным, и особенно крупным глобальным по охвату аудитории мировым СМИ нужно очень серьезно готовится. Для них ответы в стиле КВНовских и квартальных экспромтов категорически недопустимы. Если у нас - прокатит, то там - нет.