Оригинал взят у
teterevv в
История РПЦ. Новый этап. Случилось чудо. Народ, обрекаемый в государственном строительстве на катастрофу прежними господами и встроенной в их систему Церковью, выстоял, победил и перешел к новому этапу. Но не забыл того отношения к себе, которое были и до 1917 года, и во время Гражданской войны.
Я остановился на своеобразной развилке истории, случившейся в год смерти Патриарха.
Наметилась тенденция к нормализации отношений РПЦ и государства. Началось преодоление обновленческого раскола.
Предшествующий этому 1925 году период был очень непростой для Церкви. Как, впрочем, и для всей уже Советской России. Но, с другой стороны, в эти годы перед новой властью стояла задача просто выжить самой и сохранить Россию. И то, что удалось сделать гораздо больше - это настоящее чудо. Или, лучше сказать, свидетельство того, что пришедшие к власти большевики с первых дней мыслили державно и созидательно. Один план ГОЭРЛО чего стоит!
Но ведь это не единственное начинание, изменившее облик России и берущее начало в эти тяжелейшие годы.
Реформа здравоохранения, несмотря на саботаж старых кадров, и особенно касс медицинского страхования. И, конечно, военное строительство, создание Красной Армии, позволившей не только победить в Гражданской войне, но, главное, отбиться от интервентов.
Почему я это все пишу в тексте об истории РПЦ? Потому что, длительное время все, включая Церковь, считали большевиков временщиками. И исходя из этого, выстраивали свое отношение к ним и со строящимся молодым государством. А что значит такое отношение? Ну, чуть лучше, чем отношение к врагам. И самое трагическое, что в этом был и то, что называется, классовый контекст.
Ведь это не к большевикам сформировалось такое отношение! В руководстве строительства нового государства принимали участие весьма образованные люди. С чего вдруг после признания права на жизнь не более компетентного Временного правительства, предполагать нежизнеспособность советского? Мне кажется, такое пренебрежительное отношение было направлено не на участников кабинетов, а на свой народ.
Как это, вчерашние холопы, грязные рабочие и завшивленные крестьяне - и вдруг свое государство? Это долго не просуществует, потому что идет вразрез с «природой вещей», противоречит понятию «господства», на котором строились и все государства до этого и мировоззрение общества. И это мировоззрение говорило всем, включая иерархов Церкви, что государства рабочих и крестьян долго не просуществует.
Но случилось чудо. Народ, обрекаемый на катастрофу в государственном строительстве прежними господами и встроенной в их систему Церковью, выстоял, победил и перешел к новому этапу. Перешел, но не забыл того отношения к себе, которое были и до 1917 года, и во время Гражданской войны. Этот классовый момент, о котором я сказал выше, начал работать в обратную сторону.
Кто тут нам не верил? Кто считал, что мы «быдло» и потому ни на что не способны? Народ стал разрушать все, что было связано с мировоззрением основным на отношении «господство-рабство». «Мы не рабы, рабы не мы!» - вот девиз всех начинаний, которыми маркируются эти годы.
Это проявилось и в тех шараханьях, которые мы видим в
строительстве новой системы образования. Кстати, эти метания говорят еще раз о том, что речь идет о строительстве, а не о разрушении страны. Системой образования занимаются, лишь глядя вперед, за достаточно далекий временной горизонт.
Это сказалось и в таком потрясающем и грандиозном явлении, как «
Пролеткульт». Разработки концепций «новой семьи», богостроительство и богоискательство Горького, Луначарского и Богданова. Да, во всем это было. В том числе и в отношении к Церкви, как институту, связанному со старым, ненавистным порядком вещей, где есть рабы и господа.
Может показаться, что я пытаюсь оправдать ту жестокость и решительность, с которой молодой советский народ занялся переустройством своей жизни. Нет, я не оправдываю. Я просто констатирую, что было, так как было. Для меня важно лишь одно - разрушить миф, о том, что всю эту новизну, которая ударила, в том числе и по Церкви принесли невесть откуда «марсиане» большевики.
Это был народное творчество. И то, что в нем не нашлось место для Церкви, показывает - насколько глубокий образовался разрыв между ней и народом. Это трагедия России, русского народа и русской церкви.
Я продолжаю чтение истории РПЦ в ХХ веке. Мы остановились на смерти свт. Патриарха Тихона в апреле 1925 года. (Цитаты по истории Церкви, выделенные в тексте зеленым цветом, взяты из «
История Русской Православной Церкви 1917 - 1990 гг.» прот. Владислава Цыпина).
Я уже
приводил цитаты из обращения Патриарха к пастве, опубликованного 15 апреля в центральных печатных изданиях Советской России. В нем святитель Тихон завещал пастве и Церкви выстраивать конструктивные и нормальные отношение с Советским государством. В связи с тем, что опубликовано оно было уже после смерти Патриарха, его иногда называют «завещанием».
Но есть и подлинное завещание главы РПЦ. В нем определяется - кому же предстоит воплощать заветы Патриарха и вести Церковь через те непростые годы.
«В самый день погребения Патриарха Тихона, 12 апреля 1925 года, в Донском монастыре состоялось совещание архиереев, участвовавших в отпевании почившего. На совещании было вскрыто и оглашено завещание, составленное Патриархом на Рождество 1925 года: «В случае нашей кончины, наши Патриарший права и обязанности до законного выбора Патриарха предоставляем временно Высокопреосвященному митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в Отправление означенных прав и обязанностей таковые переходят к Высокопреосвященному митрополиту Агафангелу. Если же и сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то наши Патриарший права и обязанности переходят к Высокопреосвященному Петру, митрополиту Крутицкому...».
Поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел, находясь вне Москвы, не могли возглавить церковное управление, сонм архипастырей постановил, что «митрополит Петр не может уклониться от данного ему послушания и во исполнение воли почившего Патриарха должен вступить в обязанности Патриаршего Местоблюстителя». Первым под этим актом подписался митрополит Нижегородский Сергий».
Мы уже вплотную подошли к тому, что РПЦЗ окрестили «сергианством». Кстати, употребляя этот термин, противники РПЦ МП как-то исключают из-под него свт. Тихона, Патриарха Московского. Но, между тем, все последующие действия местоблюстителей патриаршества в Советской России были продолжением курса, начатого Патриархом Тихоном. И наиболее последовательные противники этого курса возлагают вину за «сергианаство» в том числе и на свт. Тихона.
Но это говориться не для всех. Ведь авторитет патриарха столь высок, а его образ столь востребован в современной России, что критики Сергия не решаются говорить о Патриархе Тихоне. Что еще раз показывает чисто политический подтекст этих обвинений.
Добавить в друзья в:
ЖЖ |
ВК |
твиттер |
фейсбук |
одноклассники