Дмитрий Буянов 30 апреля 1956 года родился Ларс фон Триер - датский кинорежиссер, поставивший точку
в развитии западного гуманизма.
Говорят, что правильная постановка вопроса - половина его решения. Западная творческая и иная интеллигенция весьма поднаторела в этом деле: порою даже удивляешься, как после стольких трактатов философов, психологов, сатириков, политиков, экономистов, писателей, художников - можно ещё верить в то, что трава по ту сторону границы зеленее. Интернет позволяет с лёгкостью узнать всё
про расчеловечивание, эксплуатацию, бессмысленность, любую иную несовершенность современной жизни.
Однако люди ожидают от интеллигенции не только первой половины решения своих проблем - но и второй. Великие революции (в отличие от постоянно случавшихся мятежей и восстаний) начинались не там, где приходило понимание, что жизнь - плоха. А там, где людям показывали иное, светлое будущее - и шаги, которые нужно предпринять для его достижения.
Так как же сейчас обстоят дела с ответами? Желание западной интеллигенции отказаться от коммунизма - удовольствие не из бесплатных.
Долгое время только социалисты сохраняли веру в человека, в прогресс, обсуждали возможность превращения людей не в винтики Машины, а во всесильных творцов, разуму и науке которых рано или поздно подчинятся силы природы.
Утверждалось даже, что человечество должно преодолеть саму Смерть, воскресить предков, исправить все зло в мире - подобно древним героям, побеждавшим страшных чудищ, завершая дело Богов.
Эти социалистические ответы сыграли ключевую роль в ХХ веке - на них человечество «вылезло» из пучины бессмысленной Первой мировой войны, нанесло поражение мировым чёрным силам фашизма. Обойти их стороной, проклясть даже «утилитарные» - социальные, промышленные - их достижения… Мало кому удалось сделать это, не отказавшись от каких-то важных гуманистических констант.
Прокляни коллективизм (как это сделали многие) - и останешься беспомощным перед лицом социальных и природных сил одиночкой. Откажись от развития человека - и получишь мир холодных машин, перемалывающий людей. Скажи, что все великие, объединяющие и вдохновляющие на подвиги идеи - «тоталитарны», опасны для свободы личности - и обречёшь себя копошиться в мелочных вопросах потребительского быта или бессмысленно играть красками в «современном» искусстве.
Куда же мы идём? В капитализм? Социализм? Коммунизм? Что за светлое будущее обещает нам западная интеллигенция? Чем ответят они на вызовы сегодняшнего общества?
Несмотря на расхожее мнение,
века марксистской и социалистической традиции ушли не на развитие идей, как репрессировать наибольшее количество народу.
Один из самых внятных ответов на все эти вопросы прозвучал на рубеже 2010-х годов - из «уст» известного датского кинорежиссёра Ларса фон Триера. Человек, начинавший с «антибуржуазного» манифеста, пришёл к некоей финальной точке.
Не так важны его заявления по поводу эстетики нацизма и еврейско-немецких корней - это всё легко списывается на шутки и эпатаж, построенный как раз на понимании «неприемлемости» данных вещей.
Другое дело - фильмы, один из которых - «Антихрист» - режиссёр считал вершиной своей карьеры, а героиня второго - «Меланхолия» - была аллюзией на личность автора.
Шершавым языком плаката - конечно, не пролетарского, а «элитарного», богатого метафорами и популярными на Западе отсылками к дохристианской культуре, - яркий представитель западной интеллигенции предлагает зрителю свой «универсальный ответ».Что человечеству надо сделать, чтобы мир стал лучше? Ответ: умереть. А ведь, зная людскую привычку жить, - это ещё надо устроить.
Статья полностью
здесь.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на
ИА REGNUM.