Ленинградская областная детская библиотека
Как мы читатели и рассказывали истории в Нашем книжном саду:
Итоги очередной встречи в ЛОДБ от Людмилы Валентиновны Степановой.
ОПАСАЙТЕСЬ ЧИТАЮЩИХ ДЕТЕЙ!
Почему они читают? Загадка, тайна тайн, «сказка сказок»… Поиск ответа на этот простой вопрос доставляет немало удовольствия. Удивляешься, иронизируешь над собой, радуешься, недоумеваешь и слушаешь, слушаешь себя и детей…
Встреча в Нашем Книжному Саду открыла мне радость чудного занятия. Прислушиваться к детям. Они говорят, придумывают, читают, рассказывают истории, мы читаем вслух. Вдруг, все меняется, мы начинаем прислушиваться друг к другу. Мы соединяемся словами, чтобы создавать … новые слова.
Опасайтесь читающих детей! Надо быть готовым к неожиданностям, к удивлению и смущению - как я этого не поняла раньше, это же так очевидно. Все было просто. Сначала мы придумывали истории, а потом читали друг другу «Живую шляпу» Н.Носова, «Слоны» Б.Житкова, «Два метра сосисок» А.Шевченко, «Гусеницы» А.Гиваргизова, а потом рассказывали. Порознь и все вместе. Вместе получалось прекрасно. Мы шли за текстом, и друг за другом, играли словами и образами, роняли их, теряли, находили, смеялись, радовались чувству резонанса с другим, мгновению взаимного узнавания.
Малышка, сидящая сбоку, быстро-быстро рисует. Пока мы рассказываем, сочиняем, воображаем, у нее все взлетает, разбрызгивается, а потом вдруг собирается в разноцветные пятна, которые превращаются в гусеницу, двух котов с мышами и большую синюю лужу. Я что вижу, то и произношу: красивая лужа. Удивленный пронзительный взгляд и слова: «это растаявший снеговик».
Наши дети читают, чтобы подтвердить себе и другим: Я - есть! Вот Я! Смотрите! Чтение для человека в 7,8 и 9, и 10 лет - возможность встретиться со своим, единственно правильным миром, в котором он волен, свободен и бесстрашен. Это - Я! Искушенный чтением ребенок понимает, что в нем, в чтении, этом отделении от безмолвных страниц целого мира, он может отразиться, увидеть себя со стороны. Дети проницательны, они знают, для взгляда на себя нужен другой… Эх, здесь-то и начались наши настоящие приключения! Мы, взрослые, не могли понять, как они этого другого не видят… Наши дети талантливо рассказывают о событиях, но им сложно прислушаться к чувствам, они стремглав проносятся над сюжетом, но настораживаются, робеют, произнося слова понимания чувств другого. Но сколько открытий мы совершили вместе, доверяя друг другу свои способы рассмотреть, почувствовать, понять, прислушаться. Вот так и возникли эти круги нашего возможно, неторопливого движения навстречу друг другу. Чтобы прислушаться и почувствовать.
Отсюда