Оригинал взят у
chonora в
Про детские болезниЗима 2009-2010 в городе, где мы тогда жили, оказалась очень неприятной. До середины января слякоть перемежалась бесснежными ветренными морозами, потом все завалило снегом, и он не таял до апреля. Ходили упорные слухи про таинственную эпидемию, от которой погибают люди, про спецсредство, распыляемое с самолетов, от которого погибают остальные люди, не затронутые эпидемией. Было тревожно и непонятно.
Я тогда была беременна Петей, к тому же хватало внутрисемейных проблем, и массовое безумие обошло меня стороной. Потом закономерно наступила весна, и у Севки в школе случилось родительское собрание. В голосе учительницы слышались панические нотки - дети пропустили большую часть учебного года, у всех уйма пробелов, причем у каждого свои, все зеленые, нагрузок не выдерживают, что делать - непонятно.
- Но знаете, - заметила учительница, - я составляла отчет по посещаемости и заметила, что Сева не пропустил ни одного урока по болезни. Расскажите нам пожалуйста, как у вас это получается, - обратилась она ко мне.
Мне надо было сразу спрятаться под парту и проблеять, что это вышло случайно, и я не виновата, но я, как пионерка, встала и отрапортовала все как есть. Про море, бассейн, лыжи, умеренное питание и хорошее настроение.
- Да это все понятно! - Перебил меня хор раздраженных мам. - Вы скажите, какие витамины Вы ему даете, и что пьете для профилактики гриппа.
То есть среди широких масс мой подход успехом не пользуется, ну и ладно. Расскажу о нем здесь, может, кому-то будет полезно.
Начну с себя. Почти до школы я жила у бабушки-педиатра, болела непрерывно, меня лечили от всего самыми прогрессивными методами, дважды оперативно удаляли аденоиды, прочим процедурам и манипуляциям не было числа. Потом меня забрали к себе родители, и болеть я резко перестала. Маме это было незачем - она с удовольствием работала, на больничных сидеть не любила, к детским болезням относилась с досадой. Опять примчится свекровь, начнет экстренно лечить, устанавливать свои порядки, лезть во все дыры, ну его нафиг, пусть уж будут нам здоровы. Это была такая заметная перемена, что миф о безнадежно подорванном иммунитете, часто болеющих детях и состоянии здоровья как данности в моей голове не укоренился.
Когда моя старшая дочь была грудной, она не болела. Как-то незачем было. Потом она пошла в ясли, я стала работать, время от времени она заболевала, и мы с удовольствием сидели недельку-другую дома. Я точно знала, что "все дети болеют", надо измерить температуру, вызвать врача, потом пить и капать то, что он назначит, через недельку сходить в поликлинику за больничным и справкой в садик. Весь процесс был таким солидным, "мы болеем - у нас все как у больших", повторялся не очень часто и совсем не напрягал. Я бы и почаще работу с удовольствием прогуливала.
А потом родился Даня, я стала работать на себя, и ситуация резко изменилась. Меня тоже стали раздражать бесконечные сопли с сентября по май. То, чего я не успевала сделать на работе, оставшись дома с больным ребенком, нужно было все равно сделать позже, убытки от вынужденных прогулов никто не возместит, лекарства стали дороже, а их количество нужно было умножать на два. Одной зимы, прожитой в режиме "один выздоровел - второй заболел" мне хватило, чтобы завязать с этим делом.
Я читала Комаровского и со многим согласна, но его подход во многом сводится к простой инструкции "нажми на кнопку - получишь результат". Мне этого недостаточно, я даже машину не могу водить, если не представляю себе принцип работы двигателя внутреннего сгорания, не знаю правил дорожного движения и не уверена в собственной адекватности. Так и с детским здоровьем, мне надо понимать, как оно все работает не только на физиологическом и химическом, но и на энергетическом уровне. Понимать не в том смысле, чтобы иметь возможность спросонья перечислить сложные латинские названия, а чтобы иметь представление в динамике: вот у нас все хорошо-хорошо-хорошо, тут мы вложились в какой-то проект, стрессанулись и слились, оппаньки, пора набирать новую порцию, и все по новой. Чем плавнее синусоида, тем мне комфортнее.
Итак, на сегодняшний день у меня есть следующее представление. Вместе с каждым ребенком близкие получают определенный депозит энергии на его выращивание. Объемы этой энергии, ее распределение между родственниками и условия использования - параметры сугубо индивидуальные, но в каждой семье все примерно представляют себе, как именно обстоят дела. В любом случае энергия не терпит застоя, а мама, ухаживающая за больным ребенком - стопроцентно приемлемый вариант ее использования. Поэтому наиболее распространенная ловушка выглядит таким образом: мама занимается своими делами, используя весь современный арсенал, позволяющий вырастить ребенка, практически не соприкасаясь с ним. Энергия копится, условия использования депозита требуют адресных вложений, система "мать-ребенок" наращивает дисбаланс, бац - температура, сопли, далее со всеми остановками. С возрастом депозит исчерпывается, ребенок переходит на собственный энергообмен, детские болезни прекращаются, но проблемы со здоровьем как метод неосознанного слива излишков практикуется по-прежнему.
Меня такой хоккей не устраивает. Если уж мне причитается некоторое "детское пособие", то я буду тратить его по собственному разумению, маскируя на всякий случай статьи расходов заботой о детском здоровье. Шут его знает, возможно, в небесной канцелярии в отделе энергетической бухгалтерии сидят ужасные бюрократы, и мой прыжок с парашютом не будет проведен по статье "довольная мама - здоровый малыш". Поэтому для заботы о детском здоровье я выбираю менее экстремальные варианты.
Какие? Разные. Месяц на море летом - обязательный пункт. Не неделя там, где "все включено", а честный месяц в дешевом жилье с самостоятельной кухней, минимумом развлечений и максимумом физической нагрузки. Это не отдых, это работа.
Бассейн обязательно, всегда, где бы мы ни жили и как бы это ни было неудобно. С рождения и до совершеннолетия.
Утренние пробежки лет с полутора-двух (по сезону) и до начала серьезных занятий спортом. Пока лежит снег они заменяются на утренние пробежки босиком по снегу.
Постоянное удерживание каждого ребенка в поле своего спокойного внимания. Это тонкий момент. Легко свалиться в любую сторону. Либо отвлечься, забыв о ребенке, либо наоборот, сконцентрироваться, разнервничаться, встревожиться, нарушить баланс. Если что-то в состоянии конкретного ребенка не нравится, я чуть-чуть, вполкасания усиливаю внимание, оставляя его столь же безмятежным ("до свадьбы заживет"), перестаю кормить, начинаю поить, обычно состояние ребенка так и остается в диапазоне между "что-то не очень" и "все нормально". Иногда проходит через температурную свечку. Я этого не люблю, хотя так быстрее.
Да, меня часто спрашивают, чем мы сбиваем температуру. Отвечаю сразу всем - мы ее не измеряем. Пока ни разу не случилось ситуации, когда я бы пожалела об отсутствии в доме термометра.
Я видела много вариантов вложения сил в ребенка, минуя болезни. Сюда часто можно отнести гомеопатию, серьезный спорт, музыку, совместные активные путешествия, много чего еще. Это личный выбор и ответственность каждого, лишь бы было на пользу и в удовольствие.