Гладиаторы - римская песня о главном.

Apr 08, 2010 22:38

Там тигры - молодцы, имеют имена
И могут ухмыляться наподобие сатиров,
И даже ловят птиц, а публика шумна
И громко птиц жалеет, но болеет сплошь за тигров!

М.Щербаков

Почти что в любой специальной литературе, кроме самонавейших книжек, можно прочесть, что гладиаторские бои как часть погребального ритуала римляне заимствовали у этрусков. Гон пошел от римских писателей христианской поры, главным образом, от Тертуллиана (христианский писатель христианским писателем, но как же он рубил в гладиаторских играх, наш человек) и это злобная деза. Римляне этрусков терпеть ненавидели до конца своих дней. Я долго думала, за что, и надумала только то, что, видимо, римляне считали, что этруски в свое время добились власти над ними не силой, а хитростью. Времена владычества этрусков давно и безвозвратно миновали, а мстительные римляне по традиции считали этрусков людьми продажными, развратными, способными на любой обман. Вот и весь фокус, римляне-христиане как христиане осуждали гладиаторские бои, а как римляне любили думать, что эта гадость могла прийти в Рим только от этрусков.

Ну, значит, гладиаторские бои. Последнее время по планете прокатилась очередная волна благородства. Раньше гладиаторские бои безоговорочно осуждали, сейчас, типа, все стали справедливые: предлагают вспомнить о нашем собственном профессиональном боксе, о боевых единоборствах, о потоках крови, льющихся с экранов. Типа, римляне были не более жестокими, чем мы сами. Ну-у-у-у-у…. Как сказать… нет, народов жестоких и гуманных не бывает, просто жестокость и гуманизм у разных народов разные. Пример двух вариантов жестокости: 1. завоевать кого-нибудь, всех подряд поубивать, повзрывать все, что не нравится, а все, что нравится утащить к себе в нору; 2. Завоевать, но никого особенно не убивать, оставить ручки чистенькими, при этом поставить завоеванный народ в такие условия, что он утратит достоинство, интерес к собственным традициям, к труду, сопьется и пойдет в батраки к завоевателям. Примеры основаны на реальных исторических фактах.

Это я к чему, к тому, что римляне не были, конечно, более жестокими, чем мы, но они были просто другими, а гладиаторские бои - это уникальная и очень интересная черта римской культуры. Ничего подобного у других народов не было и современная практика сравнений себя не оправдывает. Сравнивать гладиаторов с боксерами никак нельзя. Во-первых, бокс все-таки спорт, смертельный исход здесь вероятен, но никак не запланирован, во-вторых, в Риме была полная аналогия нашим боксерам - очень популярные и любимые в народе кулачные бойцы. Очень популярные и любимые, но не имеющие и десятой доли популярности гладиаторов. А, что касается кинематографа, то я вот не уверена, что мы смогли бы смотреть кино, если бы не знали совершенно точно, что это не настоящая кровь, и не настоящая смерть. А вот римляне смотрели на настоящую смерть и настоящую кровь. Почему им это нравилось? Сейчас на ваших глазах будет произведен фокус - смывание родимых пятен с нации. Сейчас мы отклеим с римлян ярлык кровожадности, но начнем издалека.

Происхождение гладиаторских боев интересно тем, что известно «где», но неизвестно «кто». Где возникли гладиаторские бои, известно, в итальянской Кампании, (там обнаружены первые изображения гладиаторских боев в гробнице города Пестума, там древнейшие благоустроенные амфитеатры, римляне во времена Спартака в своем родном городе смотрели г.бои, сидя на перевернутых ящиках) а вот кто их изобрел - неизвестно, хотя логика этого дела понятна. Различные состязания на могилах павших вождей и знати в античности распространены очень широко: у фракийцев, скифов, греков. Видимо, таков генезис гладиаторства: изначально на погребениях знати сражались воины племени (неизвестно, какого), потом придумали, что воинов лучше заменить пленниками, потому что воинов жалко, а пленников - нет, а уж от пленников до рабов, вообще, один шаг. Однако для римлян гладиаторские бои уже не являлись человеческими жертвоприношениями. Это была не сакральная, а светская часть ритуала погребения. Сакральную часть погребения отменить нельзя, ее можно только видоизменить. Если бы по римским верованиям было положено хоронить покойников с гладиаторами, гладиаторы присутствовали бы на всех похоронах обязательно, хотя бы в виде фигурок или изображений, однако те фигурки гладиаторов, которыми в Риме бойко торговали, не предназначались для религиозных целей, а были натуральными античными пылесборниками типа «На память о Сочи».

Память об архаическом сакральном значении гладиаторских игр осталось в самом термине, их обозначающем , «мунус», т.е. «долг, обязанность», но религии здесь было ровно столько же, сколько в наших блинах на Масленицу. Если кто и знает, что это сакральная пища в честь языческого Ярилы, близко к сердцу эту информацию не принимают. Так вот похоронить покойника с гладиаторами было шикарно. Этим устроитель игр констатировал, что его покойный родственник был видной общественной фигурой, демонстрировал состоятельность семьи, а в республиканские времена гладиаторские бои в силу своей популярности в народе, были еще и мощным орудием политической рекламы.

продолжение следует
Previous post Next post
Up