Моя безграничная любовь к французскому кинематографу и фильмам Бертрана Блие в частности толкает меня на неожиданные приключения.
Парадоксально, но моя самая любимая работа этого режиссёра - лирическая комедия "Отчим", которую сам Блие называл "гимном женственности в её чистом виде". Уверена, что направленность этого фильма на предельное обнажение силы и восхитительной красоты женской души не может не тронуть сердце любого зрителя, даже того, кто неприятно смутится построением фабулы на теме "педофилии" (замечу, что это слово я пишу в кавычках). В роли Марион дебютировала на большом экране Ариель Бесс, которой настолько не повезло с дальнейшей карьерой в кино, что хочется рыдать под одеялком. Но в ещё больший шок и недоумение меня повергла трактовка этого нелепого конца её творческого пути, которую дают немногочисленные русскоязычные поклонники фильма.
Пытаясь найти в интернете информацию об актрисе, я наткнулась на "статью" некоего Владимира Берестова под заголовком
"Тайна Любви и Смерти Патрика Девеэра". Патрик Девэр - ещё один обожаемый мною французский актёр, партнёр Бесс по фильму, которому чуть больше повезло с карьерой, но откровенно не везло с обратной отдачей от кинокритиков. Интересно, что год его самоубийства стал последним в карьере Ариель Бесс - впоследствии она появится на экранах только в начале двухтысячных для съёмок в документальном фильме, посвящённом Девэру и... одном криминальном сериале. Возможно, это простое совпадение, а может, сознательный выбор Ариель, шокированной смертью своего партнёра по съёмочной площадке.
Однако один беглый взгляд на аннотацию "статьи" поверг меня в такой шок, что я чуть не подавилась печенькой. Позволю себе поцитировать текстик. Орфографию и пунктуацию автора сохраняю.
"История о двух влюбленных, которых насильственно разлучили на Земле.
Шесть месяцев счастья, - которые вместили всю их Жизнь!"
<...>
"По началу мама Ариэль оберегала свою дочь и ездила с ней по всем съемочным площадкам. Но, когда Ариэль взбунтовалась и стала в открытую проводить время с Патриком - мать уехала к себе домой. Более шести месяцев влюбленные были предоставлены сами себе".
Проясню ситуацию: на момент съёмок фильма "Отчим" в 1980-81 годах Ариель было "почти 16" лет, а Патрику - 34. (Пардон: я изучила информацию, оказалось, ей было 14). Смелое начало, не правда ли? Но, может быть, автор приведёт этому такие монументальные доказательства, что весь скептицизм читателя развеется, как сигаретный дым? Листаем дальше.
"16 июля 1982 года в гостиничном номере в Париже, Патрик выстрелил себе в рот из охотничьего ружья, подаренного ему незадолго до самоубийства его другом режиссером Клодом Лелюшем, который двумя годами ранее увел жену у Девеэра".
Тут я засомневалась ещё больше. Источники, имеющиеся в распоряжении любого человека, способного загуглить в интернете "Патрик Девэр", говорят совсем о другом. В частности, дочь актёра Лола
рассказывает журналистам о том, что Девэр действительно мог застрелиться из-за трагической любви - но не к юной Ариель, а к своей жене Элизабет Шалье, которая ушла к Колюшу как раз в 82-м году.
Но я не стала преднамеренно обвинять автора в искажении фактов и попыталась прочесть статью до феерического финала.
"По окончании съемок влюбленные поехали к родителям Ариэль просить их благословения. Патрик просил руки Ариэль у её родителей, на что был дан категоричный отказ. В довершение начинающейся трагедии, отец Ариэль пригрозил Девеэру возбудить против него судебное преследование за совращение несовершеннолетней девушки. Патрику и Ариэль не дали возможности попрощаться. Мама Ариэль увезла ее, как принято говорить, в неизвестном направлении и больше они никогда не виделись на Земле".
Особой художественной ценностью обладает фрагмент этой сопливо-розовой истории, в котором говорится про "родительское благословение". Без комментариев...
"Ариэль приезжала на похороны Патрика. С ее появлением на похоронах связан невероятный случай, которому было множество очевидцев. Ариэль подошла к гробу, и стала прощаться с Патриком. Все видели, как она поцеловала его в губы и в лоб. В это мгновение в пасмурный день неожиданно из-за туч выглянуло Солнце. И вдруг все, кто пришел попрощаться с Патриком, - увидели - его губы на мгновение тронула улыбка, а на подернутых Смертью щеках, проступил румянец... Смерть на несколько мгновений отпустила Душу Патрика проститься с Любимой..."
Какое художественное своеобразие, не правда ли? Герой раннехристианских мартириев, святой Патрик, являет посмертные чудеса, улыбаясь в гробу...
Владимир, Вам впору бы писать фанфики.
Маленькое лирическое отступление. Автор, представляете ли Вы, что происходит с трупом человека, который стреляет себе в голову? Его лицо превращается в кашу. Бывали случаи, когда мозгов в черепе не оказывалось, поскольку до времени нахождения трупа домашние животные уже успевали их съесть... Впрочем, не будем о грустном. На французском фан-сайте Патрика Девэра я видела фотографию, на которой были запечатлены его похороны (поискала специально, чтобы подтвердить или опровергнуть миф об "улыбке св. Патрика"). Он лежал в закрытом гробу. Надеюсь, не нужно объяснять, почему?
Дабы прояснить ситуацию с путаницей в датах и узнать, какое загадочное "множество очевидцев" увидело улыбку Патрика Девэра во время его похорон, я с огромным трудом нашла автора сего фанфика в соц. сети "ВКонтакте" и отправила ему личное сообщение с просьбой привести опорные источники текста, написанного в жанре публицистической статьи. На свою просьбу я получила достаточно развёрнутый комментарий:
(а ещё обвинение в том, что меня кто-то нанял следователем и заплатил мне шекели... и это при том, что такой благородной пшечке, как я, надо бы платить гонорары злОтыми))
"Когда закончите университет, наверное, захотите оставить свой след в литературе? Вот тогда поймете, что не прилично копаться в чужой творческой лаборатории. Это все равно, как прийти в чужую семью и попросить рассказать как они общаются в свои любовные ночи... при свечах или при Луне...
И вообще, Ваше необъяснимое (настойчивое) внимание к моей скромной персоне - вызывает сомнение в вашей искренности... Вы больше похожи на следователя, который получил команду "фас" - чем на студентку литературного факультета".
"Чужая творческая лаборатория", Карл!!111!! Вообще-то Владимир (судя по фотографиям и записям на личной странице, взрослый мужчина, который любит репостить фоточки с Липницкой) не пишет новеллиститку с вымышленными персонажами, но рассказывает историю жизни двух людей, один из которых живёт до сих пор. В "творческую лабораторию", как изволил выразиться автор сего "шедевра", могут быть включены художественные приёмы и методы, но никак не реальные факты.
Тем, кому хочется играться с биографией исторического или художественного деятеля, прямая дорога на фикбук.нэт. Если автора так часто посещает шаловливая Муза, он может выкладывать на этом сайте хоть слэшные фанфики с пэйрингом Девэр/Депардье или километры текста по "Отчиму" под категорией NC-18 - ему никто и и слова не скажет!
Владимир Берестов имеет полное право сочинять фанфики про фильм "Отчим" Бертрана Блие, предаваться бурным эротическим фантазиям и дрочить под одеялком на "почти шестнадцатилетнюю" Ариель Бесс. Это его жизнь, и за эти грехи я могла бы лично дать ему индульгенцию) Но он совершил иной грех, который непременно зачтётся на небесах. Ни один из нас не имеет морального права переписывать историю в любых её масштабах и проявлениях, даже если это история отдельной личности.
Самая страшная клевета - это клевета на детей и на умерших людей, потому что они не способны её опровергнуть. В случае умерших людей эту истину невозможно оспорить. Только чувства к ушедшим, не тлеющие в сердцах живых людей, диктуют нам поступать с памятью по совести и не писать похабщину в эпитафиях. Мёртвые не умеют говорить, они не могут защитить себя... Наверное, именно об этом думал Патрик Девэр перед тем, как совершить суицид. Он решил не оставлять никакой предсмертной записки, поскольку в его жизни, как и в жизни каждого из нас, были сакральные чувства и ценности, которые невозможно измерить земными законами. А может, потому что он уже высказал всё, что ему хотелось, и не услышал ответа?
P.S. На мой взгляд, дочь Патрика Девэра Лола дала наиболее развёрнутый и чёткий ответ на вопрос о том, почему застрелился её отец:
"Не знаю, может, потому, что он страдал…"