В антикризисной программе правительства на 2010 г. заявлено лишь направление: моногородам нужно помочь и выделить 10 млрд руб. Мне интересна позиция политиков и чиновников. И тут на глаза попалась заметка
sergey_mironov о моно-городах.
Начинается за здравие:
"Устоявшееся понятие "моногород" не должно более звучать как приговор. Даже если предприятие, которому
(
Read more... )
Даже необремененное непрофильными социальными функциями (ЖКХ, сельское хозяйство и т.п.) предприятие в моногороде, если оно перестало быть эффективным, или нужным крупному холдингу в связи с проведенной оптимизацией активов, например, может стать источником огромной социальной проблемы, прежде всего безработицы...
Что делать в этом случае? Не закрывать предприятие нельзя, так как это лишь усугубит проблему в средне и долгосрочной перспективе, да и вопрос о закрытии должен принимать собственник, а не муниципальные власти. Закрыть его может не получиться, так как безработица и следующие за ней социальные травмы города могут оказаться слишком тяжелыми.
В любом случае, реструктуризация данного предприятия, появление нового работодателя в городе, или переориентация местных жителей на трудовой рынок соседних населенных пунктов, находящихся в пределах трудовой поездки, могут занять годы.
Среди развитых стран гипертрофированным уровнем специализации малых и средних городов отличаются США. Проблема company towns в США осознана очень давно. При этом развитая муниципальная и финансовая инфраструктура (доступная ипотека), поддерживающая высокую мобильность населенеия, а также система муниципального налогообложения, основанная на налоге на собственность (недвижимость), позволяющая смягчить ущерб муниципальному бюджету от ухода предприятия из города, не в состоянии полностью разрешить ее.
Действительно нельзя консервировать неэффективное предприятие, превращая его в имитацию производственного процесса, а трудящихся на нем людей в декоративную армию труда, подобно потешному войску Петра. Но и резкое закрытие предприятия как правило бывает невозможно.
Практическое решение всегда обнаруживается между этими двумя полюсами. Как правило это многолетний процесс реформирования и переговоров стейкхолдеров между собой, основанный на компромиссах.
В этой связи вспоминаются слова Эрхарда, идеолога германского экономического чуда, произошедшего после второй мировой войны в рамках так называемого плана Маршалла.
Он был убежденным либералом, но на ранних этапах восстановления немецкой экономики вынужден был идти на совершенно нелиберальные меры (контроль цен и уровня заработной платы, продуктовые карточки и т.п.) во имя гарантирования некоторого социального минимума для граждан Германии.
Вместе с тем Эрхард всегда говорил о себе, что идет на эти меры с четким пониманием их ограниченности, и как только появится практическая возможность будет первым требовать их отмены. Проблемы моно городов, по всей видимости, нужно решать именно с таким настроением. Latte_Drinking
Reply
Я согласен, что решение лежит между двумя полюсами - проблема в том, что четкой стратегии балансирования чего то не видно. Пока слышно про выделение средств на поддержку и развитие моногородов. О том КАК это будет делаться пока ничего не нашел толкового.
Reply
Leave a comment