Маркетинг по-деревенски

Sep 10, 2014 15:02


Многие справедливо полагают, что маркетинг - это дорогостоящий и бессовестный процесс впаривания чего-то кому-то. Чаще всего он ассоциируется со сладкой, завуалированной ложью, обернутой в красивую рекламную упаковку. Считается, что слово «маркетинг» существует лишь на стороне бренда и его употребляют только в переговорах крупных компаний холеные и беспринципные капиталисты-толстосумы. Таким представляется мир маркетинга людям, область профессиональной деятельности которых далека от мира коммуникационных стратегий и холодных расчетов. Мы предлагаем отбросить клише и докопаться до сути. В конечном счете, маркетингом занимается каждый из нас.




В обобщенном восприятии (картинки Google нам в этом помогают) мир маркетинга населяют страшные и безликие существа-заговорщики или воинствующие головастики, целью которых является насильственное продвижение метафоричных красных стрелочек все выше и правее на графике. Давайте попробуем абстрагироваться от этих клишированных образов и попытаемся реабилитировать маркетинг, раскрыв его истинное значение.

Начнем с корней. Целью маркетинга (в привычном смысле) является продажа. Это означает, что маркетинг появился в то время, когда прямой товарообмен сменился товарно-денежными отношениями. В своей исторической сути деньги являются лишь унифицированным плодом человеческого труда, неким посредником, облегчающим обмен. Как известно, первыми деньгами были ракушки и драгоценные камни, а до этого универсальным эквивалентом стоимости становились востребованные всеми скот, вода и т.д. Если верить Марксу товары не обязательно должны быть эквивалентны денежным единицам и их ценность может измеряться в трудовых ресурсах (времени), затраченных на производство этих товаров. Следовательно, продажа по Марксу заменяется обменом одно вида (продукта) человеческого труда на другой. Здесь продажа является прямым синонимом слова обмен. Следовательно маркетинг - это процесс, направленный на прямой и добровольный обмен одного овеществленного человеческого труда на другой.



Добровольный обмен происходит тогда, когда стороны обладают взаимовыгодными товарами или услугами. Добровольный обмен является справедливым и равноценным и вызван двумя обязательными факторами - возможностью и необходимостью. Например, бортнику нужна сметана, а молочнику - мед. Обладая обоюдовостребованными возможностями и взаимоудовлетворяемыми необходимостями, они могут совершить прямой обмен, где мерой послужат затраченные ими ресурсы. В итоге 1 килограмм меда будет приравнен, например, к 10 литрам молока. С появлением денег и «цены», эквивалентной затраченным ресурсам, процесс обмена значительно упростился, но суть его осталась прежней. Следовательно маркетинг - это процесс, направленный на справедливый, добровольный и равноценный обмен возможностями, исходя из необходимости.



Еще проще суть маркетинга можно объяснить на примере деревни. Представим, что вам нужно молоко. Пусть молоко в деревне продают 10 дворов и стоит оно одинаково. У кого вы купите этот продукт, если прежде здесь никогда не бывали? Вы постараетесь купить молоко у хозяйки, которую вам назовут местные жители, к которым вы прислушаетесь исходя из собственных критериев доверия: трезвость, опрятность, искренность и т.д. Предположим, вам рекомендуют купить молоко у бабушки Авдотьи из верхнего переулка. Вы покупаете это молоко, и вся семья радуется его вкусу, свежести и очевидной пользе. Мысленно вы благодарите бабушку Авдотью и тех, кто направил вас к ней. У кого вы купите молоко в следующий раз? К кому вы отправите за молоком своих родных?

Где же здесь маркетинг? Он везде! Где же уловки, трюки, рекламные стратегии? Их нет! Вы спросите: как же так? Как возможен маркетинг без рекламной мишуры? Ответ прост: это и есть настоящий маркетинг, если хотите - маркетинг по-деревенски. А в общем и целом складывается такая пасторальная картина: вы любите свое дело, ваши коровы ухожены и здоровы, они пасутся на сочных лугах, вы вовремя их доите, ваше молоко всегда свежее и вкусное, у вашей калитки очередь из соседей, жителей и приезжих, за молоком ваших коров мамы посылают своих детей. В данном случае, маркетинг - это правда, это истинное знание о том, где и как можно обменять деньги на действительно ценный продукт.



А что если все 10 дворов производят одинаковое по вкусу и качеству молоко и по одинаковой цене. Кого будут рекомендовать люди друг другу? Здесь начинают играть роль факторы, базирующиеся на критериях выбора. Кому-то нужно подъехать ко двору на гужевом или ином транспорте и важна ровная дорога. У кого-то нет своей тары и ему необходимо, чтобы хозяйка обладала достаточным количеством трехлитровых банок. А кому-то нравятся шутки и прибаутки какой-то конкретной бабушки. Возможно, одна из бабушек поймет, что людям нужна еще и деревенская сметана с творогом и расширит продуктовую линейку. Все зависит от критериев выбора людей, которые появляются при возможности выбора.

Так что же такое маркетинг в нашем понимании? Давайте попытаемся формализовать это емкое понятие в четкое определение. Итак:

Маркетинг - это истинное и полезное знание о том, как совершить справедливый, добровольный и равноценный обмен денег на другой овеществленный человеческий труд, представляющий ценность, которая сформировалась исходя из необходимости и критериев, возникающих при наличии выбора. Другими словами, маркетинг - это любовь к своему делу и уважение чужого труда, это решение проблемы, добродушное общение, двухсторонняя польза, легкий выбор, выполненное обещание, честность и дружба, перерастающая в любовь.

Маркетингом занимаются абсолютно все люди планеты. Написать книгу и найти своего читателя - это маркетинг. Проектировать и строить надежные и красивые дома - маркетинг. Получить ценное знание и поделиться им с благодарными ученика - это маркетинг. Даже когда вы обмениваете свои умения и лучшие годы жизни на деньги работодателя - это тоже разновидность маркетинга. Главное, уметь отличать честный маркетинг «по-деревенски» от банальной лжи и любить свое дело, чтобы молоко ваших метафорических коров всегда было свежим и вкусным.

Оригинал поста

реклама, продажа, marketing, деньги, pr, маркетинг

Previous post Next post
Up